Рецензия на книгу
Сто лет одиночества
Габриэль Гарсиа Маркес
Аноним21 апреля 2023 г."Пройдет много лет, и полковник Аурелиано Буэндиа, стоя у стены в ожидании расстрела, вспомнит тот далекий вечер, когда отец взял его с собой посмотреть на лед. Макондо было тогда небольшим селением с двумя десятками хижин, выстроенных из глины и бамбука на берегу реки, которая мчала свои прозрачные воды по ложу из белых отполированных камней, огромных, как доисторические яйца. Мир был еще таким новым, что многие вещи не имели названия и на них приходилось показывать пальцем."
Магический реализм, преимущественно латиноамериканский жанр, в котором писали Г.Г. Маркес и Х.Л. Борхес, тонко переплетает нереальное и выдуманное с действительным и обыденным, заставляя принимать события, выходящие за рамки реального за повседневные. Герои "Ста лет одиночества" встречают смерть в саду и мило беседуют с ней, пока та предсказывает им смерть, возносятся на небо посреди города после глотка горячего шоколада, выживают после 14-ти покушений на жизнь, организовывают 32 вооружённых восстания и все их проигрывают, ищут закопанную гипсовую статую святого Иосифа, едят в детстве землю, наблюдают за жёлтыми бабочками, путают собственных детей, великой любовью заставляют скот плодиться с феноменальными темпами, расшифровывают древние манускрипты Мелькиадеса, и умирают, подобно Офелии.
Это история о чудесах и несчастьях семи поколений Буэндиа. Их первородным грехом стал инцест, наказанием — свиные хвостики и вечное одиночество. Время шло вместе с читателем, и мировой прогресс не остановимо развивался по ходу повествования. В начале романа герои ещё только удивляются дагеротипии, а в конце уже смотрят чёрно-белое кино. Габриэль Гарсиа Маркес мастерски чередует персонажей, объединённых одной фамилией и, зачастую, одним именем, он легко убивает их, предупреждая читателя за несколько страниц заранее. (Имена Аурелиано и Аркадио постоянно переплетаются друг с другом, и отличить их помогает либо цифра после имени, либо род деятельности, поэтому погруженному в забвение читателю стоит по мере погружения в роман строить генеалогическое древо). Увлекательно следить за тем, как складывается судьба того или иного героя, куда заводит его фантазия автора, как безбожно переплетаются листики запутанного генеалогического древа.
Книга пестрит христианскими аллюзиями (библейский ураган и Агасфер), политическими событиями реального мира (расстрел банановых корпораций, противостояние либералов и консерваторов в Латинской Америке), мистикой и притчеобразной структурой, всеми смертными грехами (в особенности инцестом), культурой и мифами Латинской Америки, философией и рассуждениями об одиночестве и меланхолии. Это история о восходе и падении рода Буэндиа и магического городка Макондо, его золотых временах, кульминации, и последующем разврате, деградации и катарсисе. "Сто лет одиночества" — это и христианская притча, и сказка, и политическое высказывание, и философский трактат о смысле жизни и одиночестве, история инцеста и свиных хвостиков.
«Что за нелепость — защитники Христовой веры разрушают храм, а масоны приказывают его отстроить».Слог Габриэля Гарсиа Маркеса безостановочно скачет по страницам галопом. Размашистые стихотворные предложения, ритмичный текст, поэзия в прозе, в одном предложении могут содержаться ссылки как на будущие, так и на предшествующие события. Волшебно меняется время, оно не идёт линейно, события могут перенести читателя на несколько лет вперёд, затем описать круг и вернуться в начало, замкнуть цикл, писатель постоянно совершает временные прыжки от одного происшествия к другому, от конца к истокам, может рассказывать о цветущей юности персонажа, а потом внезапно перейти к далёкому будущему, его последним годам в блеклой старости. Важно упомянуть, что в романе полностью отсутствует подразделение на главы, текст идёт непрерывно, целостно, как поток, остановиться читать который порой становиться невозможно.
«Пройдет много лет, и, стоя у стены в ожидании расстрела, Аркадио вспомнит, как, весь дрожа, Мелькиадес прочел ему несколько страниц своих непостижимых писаний: Аркадио, конечно, их не понял, но, прочитанные вслух, нараспев, они показались ему переложенными на музыку энцикликами.»
«Дождь лил четыре года, одиннадцать месяцев и два дня. Порой он словно бы затихал, и тогда все жители Макондо в ожидании скорого конца ненастья надевали праздничные одежды, и на лицах у них теплились робкие улыбки выздоравливающих; однако вскоре население города привыкло к тому, что после каждого такого просвета дождь возобновляется с новой силой.»Габриэль Гарсиа Маркес был награждён Нобелевской премией за невообразимый вклад в мировую литературу. Он на год стал затворником, бросил работу, и посвятив себя исключительно любимому делу, ежедневно требуя только сигареты и кофе, смог родить гениальный magnum opus магической латиноамериканской литературы.
2315