Рецензия на книгу
Граф Монте-Кристо
Александр Дюма
Аноним13 февраля 2014 г.На протяжении чтения меня мучил прямо таки гамлетовский вопрос: «Что лучше, фильм или книга?» Естественно, в исключительно субъективном понимании.
Первую половину романа с перевалом на вторую лидировал фильм. Сколько есть замечательных экранизаций этой истории, захватывающих, изумительных, пересмотренных не на один и не на десять раз. Какой замечательной должна быть книга, ставшая первоисточником для с детства любимых представителей кинематографа. Мушкетеры были прочитаны также после многоразовых просмотров экранизаций, и я искренне полюбила Дюма. С упоением засиживалась до ночи, погружаясь в уже знакомую, но не менее занимательную историю. И вот теперь - граф Монте-Кристо, узник замка Иф.
Книга напомнила бульварную литературу, слишком просто, пусто, нудновато, местами даже затянуто. Отключись на середине страницы, включись в конце, пойми, что ничего не потеряно. Если бы не чудесная экранизация, встающая перед глазами, мысль бросить и не возвращаться соблазняла бы куда сильнее. А как разочаровал герой! Брутальный Депардье-Дантес (буквально на днях попала на мини-сериал, и потому граф представлялся исключительно в облике этого француза), обаятельный благородный плохиш, банальный, но такой привлекательный образ главного героя, не идет ни в какое сравнение с Дантесом книжным. Тот слаб и сломлен, чересчур наивен и глуп, подвержен эмоциям, жесток. Он – не бэтмен, несущий справедливость в готтэм-сити, он лишь озлобленная мстящая дворняжка. Неужели это тот редкий случай, когда фильм привлекает больше книги?
Но ближе к последним частям я поняла, в чем остается неизменное книжное преимущество. Действительно, Дантес – не супергерой, и в романе это отображено более реально. Он слаб, и горе его убивает. Он наивен, и платит за свою наивность свободой. Он любит и умеет изучать новое. Эдмун благороден и добр (изначально), но люди превращают его в озлобленный комок иголок. Деньги дают практически сверхъестественную власть, беглец стремится совершить месть новообретенным оружием. Друзья – предатели, любовь - переменчива. Но остаются люди, которые умеют быть благодарными, для которых счастье не в деньгах, положении или могущественном покровителе. Глядя на них, граф вспоминает, что значит сочувствовать и прощать, а затем вновь начинает борьбу со своей человечностью. Месть, зашедшая слишком далеко, косит правых и виноватых. Слишком поздно Монте-Кристо понимает, что оружие массового поражения бьет без разбора. Слишком поздно пытается поверить в счастье, учится прощать и жить заново. Книжный Дантес меняется, развивается, его личность динамична и приобретает новые черты в зависимости от обстоятельств. Дантес в фильме – гораздо больше принадлежит статике.
Это преимущество, которое, однако, не вытягивает роман на более высокий уровень. Пожалуй, надо было читать Дюма лет в пятнадцать, и мушкетеров, и графа, и королеву Марго, в том возрасте, когда захватывающий сюжет важен намного больше его реалистичности.
13117