Рецензия на книгу
Тошнота
Сартр Ж.П.
StasyaM20 апреля 2023 г."Я один на этой белой, окаймлённой садами улице. Один - и свободен. Но эта свобода слегка напоминает смерть."
Антуан Рокантен - рыжеволосый, высокий, обеспеченный молодой человек 30 лет, поколесивший по миру, но уже 3 года живущий в отеле "Прентания" в небольшом французском портовом городке Бувиль. Он не нуждается в деньгах, а следовательно, не имеет необходимости в постоянной оплачиваемой работе. Антуан много времени проводит в различных кафе, читальном зале местной библиотеки, часто гуляет по городу и время от времени посещает здешний музей, хотя и видел в нём только зал с портретами бувильских знаменитостей. Он предпринимает слабые попытки написать книгу о Рольбоне, биографией которого давно заинтересован, но что-то его постоянно останавливает. Антуан почти всегда коротает часы в одиночестве, не горя желанием общения с кем-либо. Единственные контакты, которые он поддерживает, это знакомство с Самоучкой - молодым человеком, изучающим в алфавитном порядке все книги в библиотеке, и интимные встречи с хозяйкой "Приюта путейцев". Рокантен одновременно дорожит данным общением и пытается уклоняться от него. Иногда он ностальгирует по отношениям с некой Анни, с которой расстался более 5 лет назад. С недавнего времени Антуана преследуют беспокойные мысли о существовании, его разум и чувства терзает осознание всеобщего разложения и бессмысленности, всё чаще в своих цепких лапах его сжимает ТОШНОТА...
Вот и познакомилась я, наконец-то, с творчеством прославленного философа-писателя XX в. Признаться, чтение данного романа считаю определённым подвигом со своей стороны, ибо не люблю экзистенциализм. Не заладились у меня с ним отношения с самого начала, ещё при знакомстве в студенческие годы в рамках лекций по философии. Особенно тяжело воспринимаю его, скажем так, радикальные течения, как раз тот самый атеистический экзистенциализм, выдающимся адептом которого является Сартр, и философию Камю, которого всегда причисляют к экзистенциалистам, хотя он себя таковым не считал. Данные направления, зародившиеся в 30-е гг., окончательно закрепились в 40-е во время оккупации Франции фашистами. Это был своеобразный ответ на происходящее в стране и мире в целом, который сразу нашёл отклик у многих. Всё тлен, человек конечен, жизнь не имеет смысла, так как нас всех ждёт смерть. Да, конечно, в этом есть определённое рациональное зерно, и у упомянутых мной философов действительно встречаются верные, бьющие точно в цель изречения. Не спорю. Но я ничего не могу с собой поделать - меня дико бесит тот факт, что кучка философов и огромные массы неокрепших умов, внемлющих экзистенциализму, жавшиеся как мыши по своим углам в комендантский час, когда сытые, наглые, фашистские отродья разгуливали по их бедной стране, грабя, насилуя, истязая, предпочли придаваться упадническим настроениям, оправдывая своё бездействие высокими философскими идеями, вместо того, чтобы сражаться за родную Францую, вместо того, чтобы защищать любимый Париж. Нет, они просто через сутки после начала осады вынесли немцам ключи от города и сдали столицу. А потом сидели и печалились о своей горькой судьбе. Очень удобная, относительно безопасная позиция жертвы. И сами живы, и с фашистами отношения не особо испортили, и философское течение новое надумали. Напоминаю, советские войска и рядовые граждане, даже отступая, продолжали яростно обороняться, сражаться за каждый дом, сарай, за каждую пядь земли. В Сталинграде в знаменитом доме Павлова бои шли за каждый этаж, за каждый метр. Нам некогда было размышлять о смысле жизни, мы Родину защищали.
Думаю, понятно, что с таким предвзятым отношением, мне сложно быть объективной к экзистенциализму. Для меня, это как причуда для богатых, для тех, у кого вагон свободного времени и кто себя ничем особо в жизни не утруждает. Тут, знаете, ли и найдётся минутка порассуждать, не тлен ли всё. Вот и герой "Тошноты" также ничем не обременён в жизни, нет у него никаких забот и особенных интересов. Мы знакомимся с Антуантом и его повседневной жизнью через дневник, который ведёт герой в течение нескольких недель. По сути, весь роман - это поток мыслей, поток сознания Рокантена, обличённый в письменную форму. Сюжета так такового нет. В какой-то момент на героя наваливаются одновременно и лень, и скука, и одиночество, и прокрастинация, и рефлексия, и меланхолия, всё начинает пугать, вызывать отвращение, брезгливость, порождает осознание абсурдности всего сущего. Антуан занимается бесконечным самокопанием и анализом окружающего. Хотя Сартр посредством своего героя и озвучивает интересные идеи о свободе, существовании и сущности, о том самом пресловутом смысле жизни, в романе это всё выглядит как некая блажь Рокантена, надуманные от безделия сентенции. Единственным человеком ему под стать была Анни. Одного поля ягоды, хотя дамочка так и не считала. Местами их диалоги напомнили мне общение героев Бланшо в знаменитом "Ожидание Забвение" - "любимое" произведение нашего литклуба. Сейчас где-то моя подруга мысленно 5 раз сожгла эту книгу, да простят нас все поклонники Бланшо. В общем, и у Антуана и у Анни вся их философия не стоит выеденного яйца и разбивается о жизнь. Анни приняла на себя образ "живого мертвеца", хотя это больше для придания таинственного флёра своей фигуре, чем искреннее ощущение себя таковой. Опять же, может я слишком груба и несправедлива в своих оценках, но я не увидела у героев ни какой-то трагичности, ни глубины их переживаний. Не вызвали они сочувствия.
В общем, впечатление роман произвёл неоднозначное. С одной стороны, почти всё было похоже на бред, весь текст как некая вязкая, склизская субстанция, вызывающая приступ той самой ТОШНОТЫ. С другой - были моменты, которые мне понравились, с которыми я согласилась. Т.е. сказать, что всё здесь надуманно и лишено адекватности, я не могу. Есть смысл, есть логическая стройность умозаключений автора. Иначе бы философия Сартра вообще не нашла бы признания у мировой общественности. Т.е. рациональное зерно имеется, просто само по себе философское течение мне не близко. Обычно, в таких случаях я говорю, что не доросла до данного автора и его произведений. Но тем не менее это был интересный опыт. Правда, вряд ли я соберусь повторять его в ближайшее время. Книгу рекомендую к прочтению поклонникам экзистенциализма, ну и людям с устойчивой психикой, желающим познакомиться с творчеством Сартра.131K