Рецензия на книгу
У рояля
Жан Эшноз
Аноним20 апреля 2023 г.Французская вариация на тему «Жизнь-Смерть-Бессмертие»
В любой книге первая страница – самая важная: она - как дверь, в которую ты либо сразу захочешь войти, либо, едва взглянув, равнодушно пройдешь мимо. Наверное, все писатели стремятся сделать этот взгляд-зацепку-вход в герменевтический круг своего произведения максимально многозначным, а не просто, например, эпатирующим или шокирующим. Ж.Эшноз сыграл на том, что на первой же странице сообщил читателям, что его героя - пианиста, алкоголика и просто человека Макса Дельмара - скоро не станет, но он еще об этом не подозревает. Отсюда сразу же развернулась тысяча моих читательских мотиваций, хотя в самом более чем скромном названии (что там об этом говорят филологи?) не было ничего, что бы указывало на то, что я стану это читать. Поставив читателя в позицию более выгодную, чем у все еще живущего героя, автор сделал его наблюдателем, ожидающим развязки, но я не уверена, что в этой позиции мне нравилось находиться. Мне больше нравится, когда все происходит внезапно, вдруг, а не в заданном фрейме двадцати двух дней.
Иногда, истратив все силы на первую страницу, писатели выдыхаются и не сообщают больше ничего интересного, иногда эта первая страница обманывает, покольку замысел был сырым и из него не удалось высечь огня. Ж.Эшноз затеял литературную игру на поле, куда заходят поиграть практически все, придумав некий вариант ответа на вопрос: что будет с нами после того, как мы… ну, сами понимаете. Может, замысел и предполагал что-то потрясающее, но в итоге получился незамысловатый квазиэкзистенциальный трип, наверное, способный поддержать авторскую репутацию как разрушителя стереотипов (ну, может, не разрушителя, а, скорее, мягкого колебателя), но не обогативший читателя ничем очень уж оригинальным. Некоторые, вроде меня, при таком замахе могли бы рассчитывать на погоря… пожёстче, чтобы, как говорил М. Бланшо, твоя реальность расширилась во всех ее проявлениях. А так… софт-энд-лайт-экзистенциализм, слегка замешанный на мистике, юморе и ненавязчивом психологизме превратился всего лишь в легкое субботнее чтение, во что-то сродни современным техникам философского консультирования.
Несмотря на планируемую экзистенциальную нагрузку, читается роман легко, почти банально, поскольку его основная сентенция проста и прозрачна: со смертью ничего не заканчивается, но меняется и продолжается, а что и как - предугадать невозможно. Я проглотила его быстро, фактически, как рассказ, настолько он легковесный. Первая часть казалась многообещающей (алкоголизм, одиночество, высокая тревожность, намеки на панические атаки, всепоглощающая страсть к музыке), но вторая часть эти обещания не выполнила (жизнесмерть? рукотворность ада? пребывание в чистилище? предоставленная возможность что-то со своей жизнью сделать иначе?). Новация? Не-а... скорее, реинтерпретация традиции. В процессе чтения некоторые линии романа демонстрируют тенденцию прорасти во что-то большее, но как-то не очень отчетливо, поскольку не выстраивается путь понимания, почему все происходит так, а не иначе, кто все эти персонажи, куда-то направляющие героя, какое поведение от него ожидается, почему от него отчуждают любимую музыку, близких людей и т.д. Но если хочется поинтерпретировать/поимпровизировать под настроение, роман можно прочесть как историю музыканта в современном Париже или же как пародию на мифологию загробного мира и Страшного суда или еще как-то иначе, но больше всего это похоже на философскую сказку, которую лучше всего читать на ночь, ведь в околосмертном мире, «как и в мире снов, на всем лежит таинственный покров».
35241