Рецензия на книгу
Normal People
Sally Rooney
KseniyaKajryak18 апреля 2023 г.Ненормальная книга Салли Руни
«Нормальные люди» - не вполне нормальная книга, в том смысле, что с первого взгляда ее трудно вписать в рамки привычной нам «нормы» - где длинные предложения, цветастые фразы, «психологизм» и «развитие героя»? Что за примитивизм?
С другой стороны, она написана для нормальных современных юных людей. Можно и не для вполне нормальных, главное – юных. Возможно и не только для них, но точно ПРО них. В общем, миллениалы и поколение Z , снэпчат и как бы их еще не называли провозгласили Салли Руни новым Сэлинджером. Хотя, будем честны – так ее, конечно же, называют критики, потому что те, кто скупал книгу в промышленных масштабах, не всегда даже читали Сэлинджера. А ее скупали… Книготорговцам США пришлось полгода отбиваться от настойчивых клиентов, которые замучили их вопросами, когда же книга появится на территории Штатов «Обычно я закупаю новые романы по тридцать экземпляров, но „Normal People“ заказал триста штук и уже опасаюсь, что их не хватит. Люди обожают Салли Руни», — рассказывает один из них.
Представитель британской сети книжных Hatchards сообщил, что «Normal People» стала первой книгой в истории сети, которую покупают по несколько копий в одни руки — она вызывает столько эмоций, что люди жаждут поделиться ею с друзьями.
Среди советов, которые традиционно раздают начинающим писателям, есть два классических предписания: пишите то, что вы знаете, и выходите в мир, чтобы узнать больше. Салли Руни , по ее собственному признанию, наблюдала за первым в ущерб второму. «Я никогда не пыталась писать с точки зрения кого-то старше меня, поэтому все мои романы посвящены моей когорте», - говорит она.
Да, это книга ДЛЯ и О тех, кто юн, у кого все впереди, кто только начинает жить сегодня, и кого еще не волнует, что было до него и как оно было. Это мир, где главное – чувства, взаимоотношения, действия, выстраивание коммуникаций, поиск своего места. И текст здесь подходящий, рафинированный, вычищенный от всего «лишнего» - не будет вам тут ни размышлений под дубом, ни психологического погружения, ни развесистых метафор – мы увидим лишь то, что видно самим героям – поступки, узнаем лишь то из биографии персонажей, что знают и они сами друг о друге. Никакого сложного анализа, двойных смыслов, умалчивания, сложной игры - подростки так не живут, так не мыслят, так себя не выражают. Они любят читать сложные интеллектуальные книги, но в жизни хрупки, прямолинейны, уязвимы и забиты комплексами под самую крышечку) Они могут читать и рассуждать о философии Ницще, но дойди до дела – поступают и переживают так, словно ничего сложнее букваря в руках не держали – и взрослые могут сколько угодно удивляться этому – сами были такими же)
В центре романа два героя – Марианна и Коннел. Вначале книги – он школьная звезда, она странная отшельница, явный аутсайдер, даже общение с которой может подпортить репутацию. Притом, что Коннел вообще – то сын уборщицы, матери-одиночки, которая прибирает богатый дом семьи Марианны. И это тоже так: в школьной стае это не имеет значения. Эти двое столкнутся и произведут большой взрыв в своей маленькой вселенной. Комплексы, предрассудки, проблемы на ровном месте, переживания из-за «ничего», предательства «зазря» и прочие казусы, свойственные юности Руни опишет именно тем честным языком, которым рассказали бы о свой жизни сами герои.
И в этой книге все так просто и сложно одновременно, как бывает только в таком возрасте. Это проблемы, на которые люди чуть старше смотрят в бессильном недоумении (в романе мы увидим это, наблюдая за матерью Конелла) – не обесценивая переживания и проблемы, но понимая, как трудно помочь в их решении – «свою голову не передашь», каждый должен получить свой опыт сам, стать «нормальным», научиться строить «нормальные отношения», жить «нормальной жизнью». Вот только герои еще не знают, что отклонения от среднестатистической величины – это скорее и есть норма, именно неисчислимое количество разнонаправленных отклонений и дает этот пресловутый средний показатель.
Композиционно текст разбит на части, перемежающиеся временными пропусками. Вот мы выхватываем героев уже не следующем круге – они студенты престижного вуза (Тринити-колледжа, офф коз))), и здесь уже Конелл аутсайдер. Вот – еще пропуск, снова вместе – не вместе – сложно – легко – сложно- опять сложно – всегда сложно. Руни позаимствовала этот приём у своей подруги, писательницы Шейлы Хети: «Я читала её книгу и думала: а что, так можно было?! Просто взять и опустить все скучные моменты и писать только о классном? О боже, я же могу просто не тратить время на все эти завязки и сцепки и сделать интересным всё».
Попутно Руни проходится по многим актуальным триггерам, не рассусоливая их, но обозначая. Будет и насилие, и психология жертвы, и комплексы, перерастающие в пищевые отклонения и многое другое. Еще раз повторю – этот текст намеренно превращен в дистиллят. Даже синтаксис и пунктуационное оформление работает на это – здесь нет привычных нам диалогов, все разговоры переведены в косвенную речь или просто не оформляются привычным тире в начале строки. Суть, суть, суть. При всем этом, это вовсе не сухой набор слов, роман получился звеняще-прозрачным, где «просто о главном» и «больно без пафоса». Можно фыркнуть «да настоящих проблем они не знают», да только от этого ничего не меняется – когда болит – больно, и груз проблемы следует соизмерять с тем, кто его несет, а не с глобальным опытом человечества.
И в итоге, мы имеем именно то, что и было заявлено – голос нового поколения, пока, возможно, более близкий западному читателю, но это ненадолго. Читаем, знакомимся, недоумеваем, но ждем следующих книг …)
499