Рецензия на книгу
Астровитянка
Ник. Горькавый
Angrysaa9 февраля 2014 г.Об этой книге узнал недавно, в основном – по восторженным отзывам (еще бы - возрождение «твердой» НФ и все такое прочее). Данная рецензия относится не только к «Астровитянке», как таковой, но и к «Теории катастрофы». Поскольку эти книги суть единое целое, пришлось стрелять дуплетом.
Итак, беглый астрофизик уверяет, что написал работу, призванную возбудить в юных умах интерес к науке и вернуть интеллектуальной деятельности утраченный престиж. То есть, если называть вещи своими именами, впрыснуть толику свежей крови в тело ковыляющего неведомо куда зомби по имени «позитивизм». Отсюда и ЖюльВерноподобный, в стиле IXX века, пафос.
Многие критикуют трилогию за низкий литературный уровень. Действительно, текст какой-то не русский, с множеством ляпов и речевых ошибок. Впрочем, человек, как известно, ко всему привыкает, отсутствие редактуры стало почти нормой в популярной литературе. Речь не о тексте.
Первое, что бросается в глаза - автор тужится выглядеть большим американцем, чем сами янки, вываливая на читателя полный «общечеловеческий» букет, как то: позитивная психология, толерантность/политкорректность, элементы либертариантской идеологии, ну, и, разумеется, Американская Мечта, воплощаемая главгероиней. Которая заодно служит авторскому самопиару – ее фамилия и название династии/корпорации совпадает с названием Greenwich Institute for Science and Technology, возглавляемого автором.
«Астровитянку» можно считать ярким образцом технократических надежд и иллюзий. Тут и сращивание человека с компьютером, призванное сделать из любой серости Эйнштейна, Моцарта и Брюса Ли в одном флаконе, и продление жизни до тысячелетий, и экологически чистый источник халявной энергии. Отсюда выводится и желаемая картина человечества будущего – толпы долгоживущих, как эльфы, гедонистов, путешествующие по космосу на комфортных лайнерах-астероидах, выстроенных высокоавтономными рабами-роботами. Этакий потребительский Эдем.
Разумеется, надо поставить «у руля» интеллектуалов, дабы они организовали разумное и справедливое общество. Интеллектуал Жан Поль Марат одобрительно гремит костями из своей ванной. Сразу вопрос - в какой системе координат мерять «разумность» и «справедливость», кто критерии устанавливает? Какие-то абстрактные «общечеловеки»? Автор то ли не видит противоречия, то ли просто ханжа (что для либертарианцев вообще характерно). Сам же показал, как ученый, обретя власть, неизбежно мутирует в столь презираемого им политика и менеджера, усваивая присущие этим специальностям «безнравственные» методы.
В конце первой книги и далее в «Теории катастрофы» пошла уже неприкрытая графомания – обрывки статей из научно-популярных журналов, бесконечные цитаты и прямолинейное, как оглобля, морализаторство. В типично американской манере автор генерирует инструкции на все случаи жизни – как заработать миллиард, как сделать из задрота-школяра «рубаху-парня», и даже - как написать книгу-бестселлер. Таких «инструкторов» нынче развелось, как собак нерезаных.
Неправдоподобно безукоризненные главгерои, их злобные, недалекие и постоянно лажающие враги, беспрерывные нравоучения, изрекаемые автором «из-за кадра», быстро надоедают и вызывают лишь скуку. Претензии автора на роль футуролога неубедительны – в основном он пережёвывает современных «властителей дум» типа Фукуямы.893