Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Ариэль

Александр Беляев

  • Аватар пользователя
    Аноним13 апреля 2023 г.

    Между небом и землёй

    Кто из нас в детстве не мечтал летать. Полёт — это свобода, это приключение. Все идут утром в школу, нагруженные рюкзаками с учебниками, а ты летишь куда хочешь — хоть в другой город, хоть в другую страну. Ну красота же!

    Красота, да не совсем.

    Пусть ты и стал необыкновенным, даже чудесным, летающим человеком, но все прочие люди остались всё теми же: эгоистичными, жаждущими власти, денег и развлечений. И твоя небесная чудесность очень кстати может помочь им в достижении их земных целей. Ну а для тебя, соответственно, обернётся кучей проблем.

    Вот как раз об этом и написал Беляев.

    Юношу Ариэля, живущего в весьма странном детском приюте «Дандарат», против его воли наделяют способностью летать благодаря силе мысли. Парень он неглупый, поэтому тут же сбегает из ненавистного приюта, применив свои новообретённые способности и прихватив с собой друга. Так начинаются приключения и злоключения Ариэля.

    Несмотря на то, что Беляев был советским писателем, местом действия в своих произведениях он выбирал другие страны. Однако из-за того, что Беляев очень мало был с ними знаком, в его книгах не стоит искать соответствующую атмосферу. Её там просто нет.

    События «Ариэль» разворачиваются в Индии, но в Индии очень условной. От этой колоритной страны тут есть примерно столько же, сколько было в советском мультике про золотую антилопу (помните такой?). В частности, богатый злобный раджа. Но мультик тот я очень люблю. Люблю и Беляева. Потому что и то, и другое, конечно, не про Индию.

    Так про что же «Ариэль»? Про людские пороки: алчность, злобу, эгоизм. Про дружбу и доброту. А ещё про одиночество. Обретя способность летать, Ариэль словно завис между небом и землёй. Он не птица, а потому на небе лишний. Но и на земле Ариэль как будто бы стал ещё большим изгоем, чем был прежде. Кто-то смотрит на него, как на божество, кто-то — как на диковинную игрушку. Чувства одиночества и потерянности проходят красной нитью через всю книгу.

    Я уже говорила, что Беляев для меня всё равно что Оле-Лукойе в мире советской фантастики. И «Ариэль» в очередной раз это подтверждает. Как и в сказках, добро и зло здесь чётко разделены, чтобы юные читатели сразу понимали, как поступать нельзя, видели, что такое хорошо, что такое плохо. Как и в сказках, мораль здесь лежит на самой поверхности — копать вглубь и разбирать книгу по косточкам нет никакой необходимости. Как и в сказках, всё здесь держится на динамике, события сменяют друг друга с головокружительной быстротой. Герой лишь в отдельных коротких моментах, занимающих не больше абзаца, уходит в себя и анализирует свою печальную участь.

    Да, возможно, всё это звучит не очень хорошо, но это всего лишь особенность жанра, ничего другого зачастую мы от сказок и не ждём. И любим их совсем не за это.

    Так и с Беляевым.

    Я люблю его, несмотря на все недостатки. Люблю его, несмотря на простоту и наивность. А может, как раз за них и люблю? Люблю за очаровательную наивность, милую простоту и, конечно же, за доброту. А возможно, я люблю в книгах Беляева саму себя — ту 12-13-летнюю девчонку, которая была бы в восторге от его книг, попади они к ней в руки.

    Так приятно бывает сбежать в сказочные миры Беляева от повседневных проблем и хотя бы на пару часов вообразить себя ребёнком. Ребёнком, который всё ещё мечтает научиться летать.

    15
    461