Рецензия на книгу
Murder in Mesopotamia
Agatha Christie
M_E9 февраля 2014 г.Не надо обращать внимание на мою оценку этой книге. Я ее влепила от огорчения. Я знаю (хорошо, смягчим заявление, я догадываюсь), что за образ хотела написать Агата Кристи и считаю, что она провалила поставленную перед собой задачу.
А как детектив – книга великолепна. Тут самый необычный мотив, ну или сильно перекрученный обычный, убийца, на которого ни за что не подумаешь, а уж способ убийства такой, что вообще оставит читателя с отвисшей челюстью надолго.
Так чем же недовольна я?
Я вперед «Месопотамии» прочитала «Автобиографию» и потому узнала в детективе про кого написала Агата Кристи и почему. Так как я встречала таких людей в жизни, то очень хорошо представила, с кем АК столкнулась и могу оценить, удалось ли ей передать характер. Не удалось! Увы!
Кстати, вспоминаю всю прочитанную мною художку – а ведь никому не удалось. У АК самое лучшее описание, но все равно человеку, который таких колоритных персон не встречал, понять о чем речь по описанию – нереально.
Скорее всего, неудача вызвана тем, что эта персона – одна из обидчиков Агаты Кристи, и у АК отрицательные эмоции зашкаливали при написании, но объективность брала верх + ее манера писать только с любовью к людям и героям, в итоге – неразборчивый микс.
У Агаты Кристи в жизни случились три человека, которые ее сильно обидели (гм, пока писала, дошло, что четыре, но ладно, про четвертого надо подумать, не готова я изложить свою версию, потому что я не вижу в каких образах отразился четвертый). Обиды она пережила. Обидчиков простила или примирилась, рассосалось все со временем, хотя, наверное, всплывало. Конечно же она «отомстила» доступным ей способом (или назовем это само психо терапией – написать, чтоб забылось, сгладилось). И, надо заметить, не самым обидным образом написала. Прототипам вроде понравилось.
В героине (и жертве) «Месопотамии» АК пыталась нарисовать жену руководителя раскопок, под началом которого работал муж АК. Жена эта сначала опекала влюбленную парочку и способствовала их свадьбе, а потом, когда ее отстранили от «руководства» и не стали действовать по ее сценарию, начала ставить палки в колеса и создала очень сильные препятствия, украла драгоценное время, которое пара могла бы провести вместе. За что получила роль изощренно убитой в детективе. Но это поверхностное описание событий. А вот что за характер была та дама? Очень интересный и необычный!
Я не уверена, что такой воспитывается избалованностью в детстве, хотя может избалованность усугубляет врожденный талант быть Королевой. (Мужчины наверно тоже есть такие Короли, лично я не встречала). Итак, что мы имеем.
С одной стороны, умная, образованная, начитанная, обаятельная, может даже и красивая, но это не важно. С другой, очень высокого мнения о себе (что не сразу бросается в глаза, это же не мания величия, а просто очень высокое мнение). И свои потребности она всегда ставит на первый план. Она организует себе трон и восхищение своей особой в любой среде и даже не в постоянной, а во временной. В больнице весь персонал должен бегать вокруг нее, забегает как миленький, тот или иной трюк сработает потому что.
Я даже не знаю, как это описать. Лучше приведу наглядный пример. Случайно подсмотренная ситуация со стороны. Семья грузит вещи в багажник машины. Все бегают, приносят, совещаются куда что положить. Суета. Королева не у дел. Ей бы надо сесть внутрь и сидеть ждать, но ее беспокоит отсутствие внимания к своей особе, могли бы бегать паковать, но оказывать подобающее статусу центра вселенной внимание. Королева сначала стоит вместо того чтоб сесть в машину, потом делает шажок и на нее натыкается бегущий. Он извиняется. Она делает шажок под ноги другому бегущему. И так несколько раз. Наконец, они все заметили ее, скромную, терпящую невзгоды жизни Королеву, и закружили вокруг, ахая, не зная куда усадить. Она похлопала ресницами, сказала, что ей ничего не надо, не обращайте на меня внимание. Всем стыдно. Теперь она села в машину и теперь все всякий раз пробегая мимо выясняют хорошо ли ей. Она скромно улыбается, мол, ах, что вы, не беспокойтесь. Мне показалось, что это абсолютно не продуманный шаг, а интуитивный. Нету внимания = внутреннее неудобство = интуиция подталкивает в нужное действо. Это не сыграешь. Этого сильно жаждешь и этим живешь. И оно получается само собой. Все эти трюки.
Агата Кристи и напоролась на такую даму. АК не просто замуж решила выйти за человека из свиты Королевы, это нормально, но АК завладела полностью(!) его вниманием. Он отрезвел к Королеве! Нет чтоб продолжать опекать и услуживать, как все остальные даже женатые в свите (совсем не любовники! Ни-ни!), а он переключился на АК!
Агата Кристи пишет с любовью ко всем своим героям. Она в детективе пытается показать хорошие качества Королевы, за которые любила ее сама. Старается не акцентироваться на том, что послужило конфликтом. И возможно тут и ошибка. Всего одна хорошая сцена с передачей соли (когда вся свита ринулась передавать соль, так сильно они под чарами, так они убеждены что их основная задача – прислужить этой «замечательной» женщине, что она сама не справится с тем, чтобы взять соль ) – все эмоции всех действующих лиц как на ладони. Но продолжения не следует. Дальше АК пишет просто словами, что вот не всем женам/потенциальным женам это нравится, что вот есть люди, которые ненавидят. Она просто словами сказала, что тут возник накал. Когда там был НАКАЛ. И это надо было изобразить, а не констатировать.
Я взяла посмотреть фильм с Давидом Суше. В надежде, что если такой колоритный типаж нельзя было описать, то уж сыграть его можно и это будет НАКАЛ. Не-а. Блеклый образ. Хуже чем в книге.Если рассматривать книгу чисто как детектив, то детектив хороший. И без проработки образа. Но как же мне хотелось бы чтоб такой замечательный типаж был кем-нибудь достойно описан. А то все непонятые подростки, да серые мышки.
18236