Рецензия на книгу
Story: Substance, Structure, Style and The Principles of Screenwriting
Robert McKee
Аноним8 февраля 2014 г.Прежде всего надо сказать немного об авторе. Роберт Макки - одно из главных имен американской киноиндустрии, теоретик искусства написания сценариев. Джеффри Раш, Пол Хаггис, Акива Голдсман, Уильям Голдман, Джоан Риверс, Роб Роу, Дэвид Боуи, Кирк Дуглас, Джон Клиз, и многие другие писатели и актёры приняли участие в его семинарах. "Говорят, единственная голливудская знаменитость, ни разу не посетившая его семинар «История», — Стивен Спилберг. Остальные — его ученики, последователи или враги" - пишет Юлия Идлис в "Русском репортёре" (https://www.rusrep.ru/article/2012/11/07/makki)
Я, как и многие, не слишком-то жалую теоретиков, учителей писать, поскольку, как правило, все их советы применимы разве что для них самих. Но Макки пишет не о пустом. "История на миллион долларов" - прекрасная книга для тех, кто решился вдруг заняться литературным творчеством и не знает, как подступиться к этому делу. А также для тех, кто уже столько всего испробовал, но никак не обретёт в себе уверенность. И для тех, кто думает, что ему нужен какой-то совет, чтобы найти другой источник. Речь вовсе не о том, что книга Макки открывает какие-то секреты. Вовсе нет, но автор достаточно аргументированно рассказывает о действительных вещах в жизни писателя/сценариста и о том, как с ними следует обходиться. Кроме того, Макки анализирует огромное количество фильмов (знакомых каждому из нас) с разных сторон и объясняет их успехи или неудачи сугубо с точки зрения сценариста и человека, близкого к кинематографу и сцене. То есть этот "мастер-класс" вполне может быть интересен настоящим любителям кино. Разве не интригует заглянуть внутрь ремесла, чтобы узнать, чем же художник пленяет свою "жертву"-зрителя?
Мне очень нравится тон, которым Макки обращается к своей аудитории - он лишён дидактизма. Макки не наставляет, а рассуждает, рассказывает и обращается к равным. И ещё он отлично понимает, что его книга не пропуск в Голливуд и даже не скидочный купон.
«История» - книга не о предугадывании реакции рынка, а об овладении искусством создания сценария.
Никто не сможет научить предсказывать, будет ли товар продаваться или нет, победа впереди или поражение, – это никому не известно. Провалившиеся в прокате голливудские ленты создаются на основе тех же коммерческих расчетов, что и фильмы, имеющие сенсационный успех. Ничем не примечательные на первый взгляд сценарии, напоминающие перечень всего того, что с точки зрения мудрых финансистов делать не следует, превращаются в фильмы, запросто опустошающие билетные кассы как дома, так и за границей – «Обыкновенные люди» (Ordinary People), «Случайный турист» (The Accidental Tourist), «На игле» (Trainspotting).Обращаясь к писателям и сценаристам, Макки тем не менее сам прекрасно понимает разницу между ними и объясняет её своим читателям. И прекрасна та часть книги, где он говорит о том, что разнит литературное, кинематографическое и драматическое искусство. У них разные задачи, а значит, и средства разные, несмотря на то что цель - одна: покорить читателя/зрителя, подарить ему прекрасную историю, историю, за которой мы и идём в кино, театр, книжный магазин. И Макки не делает разницы между комедией, триллером, драмой и т.д., точно зная, что каждый из этих жанров (исключая, пожалуй, "мыльные оперы") не является заведомо провальным или выигрышным для "истории на миллион долларов" - то есть лучшей историей, которую только можно придумать.
Источником любого вида искусства является первичная доязыковая потребность человеческой души избавиться от стресса и разлада с помощью красоты и гармонии, использовать творческие силы для возрождения жизни, когда она лишена радости под грузом повседневных забот, и установить связь с реальностью через инстинктивное, сенсорное ощущение правды. Подобно музыке и танцу, живописи и скульптуре, поэзии и песне, история – это первое, последнее и извечное переживание эстетической эмоции, представляющей собой одновременное сосредоточение мысли и чувства.
Когда идея соединяется с эмоциональным зарядом, она становится более сильной, глубокой и запоминающейся. Вы можете забыть, что когда-то увидели на улице мертвое тело, но смерть Гамлета будет тревожить вас всегда. Жизнь сама по себе, без формирующего ее искусства, погружает в замешательство и хаос, а эстетическая эмоция приводит знания и чувства к гармоничному соответствию, позволяя с большей долей уверенности сориентироваться в окружающей действительности. Одним словом, хорошо рассказанная история предоставляет именно то, что вы не можете получить от жизни: осмысленное эмоциональное переживание. В жизни события становятся понятными через некоторое время, после размышлений. В искусстве они осмысливаются в тот момент, когда возникают.
В таком случае история, по сути, не является интеллектуальным произведением. Она не выражает идеи в виде сдержанных, беспристрастных утверждений в духе эссе. Но это не означает, что история противостоит интеллектуальности. Мы ждем от писателя серьезных идей и умения постигать суть вещей. Однако при общении художника с аудиторией идея выражается напрямую – через чувства и восприятие, интуицию и эмоции. Для совершенствования этого общения и замены невысказанного и чувственного объяснениями и обобщениями не нужен ни посредник, ни критик. Эрудиция позволяет оттачивать вкус и суждения, но никогда не следует путать критику с искусством. Интеллектуальный анализ, каким бы умным он ни был, не может дать пищу для души.
Хорошо рассказанная история не является воплощением непогрешимых умозаключений или выражением сильных эмоций. Ее успех определяется соединением рационального с иррациональным. Работа, в которой эмоциональный или интеллектуальный компонент преобладает, не может быть достаточно достоверной, чтобы апеллировать к нашей душе, чуткой к сочувствию, сопереживанию, предчувствию, восприятию, и к нашей врожденной восприимчивости к правде.В общем, книгу Макки можно читать как пособие для сценаристов, а можно так, как мы читаем все другие книги, движимые любопытством и предвкушением получить то, чего не знали раньше.
5214