Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Гроздья гнева

Джон Стейнбек

  • Аватар пользователя
    Аноним12 апреля 2023 г.

    Гроздья маргинальности

    Очень долго оттягивала я чтение этой книги и, дойдя наконец до нее, осталась по большей части не впечатлённой. Более того, положительная оценка здесь находится на тонкой-тонкой грани и держится фактически на двух столпах - хорошем литературном языке (чувстве слога) Стейнбека и необременяющем, неперегруженном сюжете. В остальном же все очень сомнительно.

    Две большие проблемы произведения, которые я для себя выделила и за счет чего не удается проникнуться происходящим (а это чувство при затронутой остросоциальной теме очень и очень нужно вызвать у читателя, чтобы не получился "выстрел в молоко") - это странноватые, порой и вовсе неработающие акценты и жутчайшая неприкрытая агитка. Оба этих элемента непосредственно связаны между собой и перетекают друг в друга по любой прихоти писателя.

    Стейнбек в "Гроздьях гнева" изображает откровенную маргинальную действительность. И не было бы здесь вопросов, если бы сия маргинальность была вызвана тяжелыми условиями, в которых резко оказываются персонажи, но нет. Они маргинальны по своей сути, в своей стабильной жизни "до происшествия". Их интересы примитивны - поработать до пота, снять девочек, напиться - и дальше по кругу. Стремления у них и вовсе отсутствуют, жизнь подобна пути с закрытыми глазами между двумя черточками на могильном камне (а иногда нет возможности и могильный камень организовать для умершего) - датой рождения и датой смерти. Никаких планов, никакого развития и самосовершенствования. И, в целом, в описываемой среде подобное логично. Людей, живущих в подобных примитивных мирках, и сейчас полным-полно. Откуда им брать представление о высоком, кто им покажет, что жизнь не ограничивается бутылкой водки, дешевой проституткой и кучей наплодившихся детей, которым невозможно дать ни воспитание, ни будущее?

    И как бы было замечательно, если бы Стейнбек проработал сюжет в таком направлении - дескать, посмотрите, скольким людям государство целенаправленно не дает образования, образованности и глубокого понимания жизни, чтобы они, чего доброго, не подумали, что равны власть имущим, что у них есть такие же человеческие права и что они больше, чем безликая единица, которую можно пустить в расход сообразно желаниям государственного аппарата (и банков в данном конкретном случае, хотя все сводится к одному и тому же)? Но нет. Стейнбек изображает любовь к самой черной черни, демонстрируя, что именно в этом народе и есть настоящая жизнь и благородство. Почему? Да Джон его знает. Зато напуститься на средства контрацепции - это автор может. Как можно заниматься безопасным сексом, а откуда тогда брать десять детей, половина из которых не доживет до пяти лет, а еще половину родители не смогут прокормить, воспитать и дать образование? Прекрасные ценности низов общества.

    Кривоногую коммунистическую агитку писатель использует везде и всюду. И мало ему вкладывать подобное в уста персонажей, что тоже зачастую выглядит максимально неправдоподобно, он каждую вторую главу пишет буквально "от себя", транслируя сомнительные идеи, яро деля мир на черное и белое: хороших бедняков и плохих богачей (параллели с "Жемчужиной"). И опять же - если бы подобное хуление капитализма и конкретной ситуации доносилось исключительно из уст персонажей, вопросов бы не возникло, ибо откуда им взять образованность и понимание сложных процессов? Но ведь сам Стейнбек буквально обвиняет социальную и экономическую систему. И не в том, что они хотят держать людей за рабов, используя их дешевый труд. Но в том, что государство, наука и техника закономерно развиваются, и уже невозможно использовать примитивные  инструменты с передачей плуга от отца к сыну, но требуются тракторы, новые машины, больший объем производства и совсем иная работа. Серьезно (дополнительный интерес в этом контексте приобретает тот факт, что в конце жизни Стейнбек поменял свой утопические взгляды на противоположные, только стоило ему это гибели сына)?

    Собственно, "глубокого" сочувствия персонажи и перипетии их существования не вызывают совершенно. Конечно очень жаль, когда человеческий ресурс так бездарно расходуется. Но эмпатии, сопереживания как личностям здесь нет совсем. Я готова сопереживать их жизни в маргинальности, если бы они предпринимали хоть какие-то попытки из нее выбраться, но возводить подобное в культ - увольте, тут последует только еще большая деградация культуры.

    И немного прелестного напоследок. Как нужно разговаривать с молодой беременной женщиной, когда ее на сносях бросил муж:


    — А зачем он ушел, — сказала она, но слезы у нее высохли.

    — Примись за дело, — сказала мать. — А то сидишь одна в палатке и причитаешь сама над собой. Некогда было мне за тебя взяться. А уж сейчас возьмусь. Бери нож и чисть картошку.

    Роза Сарона послушно опустилась на колени у костра. Она злобно сказала:

    — Пусть только придет. Я ему покажу.

    Губы матери раздвинулись в медленной улыбке:

    — Смотри, как бы он тебя не побил. Ты сама на это напрашиваешься — ноешь, причитаешь. Побьет, я ему спасибо скажу.

    Цитаты тараканов:


    Богачи поживут-поживут — и умирают, и дети у них никудышные, неживучие. А мы, Том, — нам ни конца ни краю не видно

    Как замотивировать мужчину:


    Вот будем сыты, устроимся где-нибудь, тогда, может, палка тебе и пригодится. А сейчас ты не делаешь своего прямого дела — не работаешь, не думаешь за всю семью. Будь по-иному — что ж, пожалуйста, замахивайся своей палкой, а женщины притаятся, как мыши, и только носом будут шмыгать. Тебе кажется, что женщину и сейчас можно исколотить. Нет, па! Сейчас тебе придется вступить с ней в драку, потому что у нее тоже палка припасена.

    Как замотивировать мужчину, если вы еще не поняли:


    — Теперь, видно, мужчине и слова нельзя вымолвить. Заправилой стала. Придет время, устроимся где-нибудь на постоянное житье, я тебе тогда всыплю.

    — Придет такое время, тогда и всыплешь, — сказала мать


    Что-то между 3-3,5/5

    20
    980