Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Сильмариллион

Джон Р. Р. Толкин

  • Аватар пользователя
    Аноним7 февраля 2014 г.

    Если “Хоббит” для меня – книга детства, а “Властелин Колец” – книга отрочества, то “Сильмариллион”, наконец-то прочитанный, – объединяет их и создаёт цельную картину. Он добавил так много деталей и подробностей к и так живому и дышащему миру, что вполне себе создаётся впечатление, что этот мир – настоящий. Так стройно и логично он объяснён, в таких мелочах прописан, столько элементов реально существующих мифологий и религий в него включено, что не получается не задумываться, а чем, собственно, хуже такая мифология общепринятых? Да, она создана одним человеком, который положил на это всю жизнь, но и последователей у неё огромное количество, и книга до сих пор постоянно входит в списки, подобные “100 книг, которые нужно прочитать каждому”.

    “Сильмариллион” дался мне непросто. Гораздо легче становится, когда перестаёшь пытаться запомнить всех с первого раза и когда больше не задаёшься вопросом, кто это или что это, над каждым незнакомым именем или названием.
    Да, суховат язык, что часто называют недостатком “Сильмариллиона”, но ведь, например, и древнегреческие мифы не могут похвастаться сочностью языка или художественностью описаний. Больше всего “Сильмариллион” по стилю похож на скандинавские саги, столько же пафоса, присущего повествованиям о героических подвигах, и лаконичности.

    Стоит ещё учитывать, какой временной промежуток охватывает “Сильмариллион”, при этом умудряясь делать акценты на более важных событиях или персонажах, поэтому, разумеется, нельзя требовать неспешного и плавного повествования, которое характерно для более художественных произведений. Это, скорее, исторический труд, по крайней мере, стилизация невероятно правдоподобная. Читателя просто ставят перед фактом, что так всё и было, и даже сомнений не возникает, и это, как мне кажется, лучше всего другого говорит о мастерстве Толкина.

    Хотя тут я и говорю о книге, не могу пропустить тот маленький факт, что, прочитав последние истории в “Сильмариллионе”, я поняла, откуда ноги растут у последней экранизации “Хоббита”, вторая часть которой вызвала у меня только лишь недоумение. Собственно, раньше я всегда воспринимала “Хоббита” и “Властелина Колец” как две совершенно отдельные книги, пусть события в них и происходят в одном мире. После “Сильмариллиона” добавился необходимый исторический контекст, мотивации, родословные персонажей, и это очень здорово обогащает опыт взаимодействия со всеми книгами, начиная от практически детского “Хоббита” и заканчивая глобальным историческим трудом “Сильмариллиона”.

    14
    95