Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Шар и крест

Гилберт Кийт Честертон

  • Аватар пользователя
    Аноним7 февраля 2014 г.

    «Она мечтала о большой и светлой любви, а кончилось всё счетоводом Мясоедовым» А.Н. Толстой, «Хождение по мукам».
    Как же здесь всё многообещающе начиналось! Например, так: «Поверхностные люди полагают, что парадокс — что-то вроде притянутой за уши шутки. Такие парадоксы можно встретить в декадентской комедии, где денди говорит: «Жизнь слишком серьезна, чтобы принимать ее всерьез».
    Или так: " Небо жестоко. Пространство страшнее тигра или чумы. Надежды в нем не больше, чем в аду, а правды тоже. Если для несчастного потомка обезьяны есть утешение и упование, оно – на земле».
    Или эдак: «Сперва вы ненавидите все, что не сведешь к логике, потом – просто все, ибо ничто в мире не сводится к логике без остатка». И это при том, что Гёдель ещё не доказал свою известную теорему.

    А потом все страницы романа были заполнены безуспешными попытками, попытками так и не реализованными двумя шотландцами – Макиэном и Тернбумом – отстоять свою веру, веру персональную и, разумеется, единственно правильную, на шпагах. В честном дуэльном поединке. Как это и подобает джентльменам и шотландцам. Знаете ли, это как у Бюнюэля, его любимый для насмешек и издевательств, класс – буржуазия в лице своих ярких и действительно незабываемых персонажей фильма о «Скромном обаянии» никак не могут отобедать.
    Погони на кэбах, маскерады ролевых игр с попыткой насилия, двухнедельные «скитания» по морям, по волнам без руля и ветрил с предсказуемым возвращением в пункт отправления, встречи и беседы с Самим в его саду, бесконечные споры о сути без предварительного договора о терминах, - всё это легко подсказывает конец произведения, его кульминацию. Разумеется, весь мир, по крайней мере, Британия-то точно – это сумасшедший дом. Но не просто дом с привычными глахницами-окнами! Попробуйте-ка опоздать с возвращением в лоно этого самого дома, так вас быстро подгонят торчащие из окон металлические трубки, названные кем-то «пулеметами».

    А так всё начиналось, уж простите за повтор: «Шар сообразен разуму, крест — несообразен. Шар — логичен, крест — нелеп и произволен. Шар в ладу с самим собою, крест себя отрицает. Крест — это спор противных друг другу линий, и примирить их нельзя. Он противоречив по самой своей форме». Ведь здорово на самом деле, здорово как задел. А сцена, где отца Михаила авиатор «высаживает» на перекладине креста!
    Кончилось же всё своим счетоводом – декадансом.

    Книга из подборки «100 книг, которые необходимо прочесть прежде, чем…»

    14
    397