Рецензия на книгу
Грозовой Перевал
Эмили Бронте
Аноним9 апреля 2023 г.Это - первая аудиокнига, которую я смогла дослушать до конца и даже не выпадала из повествования в свои мысли. Сюжет, конечно, - жуть с ружьем, как говорится. В том смысле, что трагедия на трагедии и трагедией погоняет. Одна смерть идет за другой, а череда болезней персонажей не кончается никогда. Как и бесконечные слезы. Мрачная атмосфера поддерживается описанием жуткой погоды: метели, ливни, косые дожди, непроглядная тьма и т.д. В аудиоверсии еще и музыка соответствующая.
Казалось бы, сейчас - не то время, чтобы читать и слушать такие готические романы, наполненные болью, сумасшествием и накалом страстей. Но тем приятнее возвращаться в реальность, где сейчас светит весеннее солнце, из земли пробиваются цветы, а все вокруг наполнено счастливым щебетом птиц.
Хочется сказать банальность: роман мне понравился. Несмотря на всю тяжесть описанных в нем событий. Постоянно ловила себя и на том, как мастерски выполнен перевод: никаких корявостей и кальки. Чего стоит, например, меткое слово "злюка" или фраза "сердце ее захолонуло". Очень качественная работа переводчицы.Правда, в романе так часто встречается выражение "глаза засверкали", что от него даже начинает тошнить. Но это уже огрехи самой писательницы. Переводчица пыталась разнообразить бесконечные сверкания другими вариантами: например, "глаза метали молнии".
Что касается героев, то вот еще один минус в стиле писательницы: всех основных персонажей мужского пола зовут на букву Х. Мне, как человеку, который вообще с трудом запоминает имена, было тяжко отличать их на слух. Особенно в первой части романа. Все эти Хитклифы, Харритоны, Хинтли, Хэрритоны - сначала путалась постоянно. Отдушиной стал Эдгар и молодой мистер Линтон.
Появление второй Кэти вообще поставило меня в тупик. Возможно, это особенности восприятия аудиокниги. Но я сперва вообще не могла понять, что произошло. Ведь ни разу не упоминалась беременность Кэти. И нигде не сказано, что мать скончалась от родов. Получилось как-то скомканно. Ну, в романах тех времен это, в принципе, распространенное явление: смерть героев наступает от "невыясненной" или "тяжелой болезни".
Если говорить о плюсах, то роман увлекает. И в нем нет предсказуемости, кроме единственной детали, что "все умерли". В остальном он затягивает, удивляет и кажется просто невероятным.
Нет перебора с описанием пейзажей: все в тему, даже интересно. Просто очень часто в романах, написанных женщинами, живописание ландшафтов используется как будто для увеличения объема текста. Здесь такого нет.
Очень точно показана капризность и невыносимость женского характера. Просто диву даешься, как мужчины раньше это терпели: угрозы из серии "я буду плакать, пока не заболею" или "то есть я тут два дня не ем, а мой муж в книгах сидит". В общем, классическое манипулирование. Я была рада, когда мужчины этому не поддавались. Удивили и другие особенности поведения женщин: ударить служанку и, не извинившись, вечером вести с ней задушевную беседу. Вот такие нюансы казались мне особенно странными.
Когда-то я смотрела фильм по этому роману. Экранизация показалась мне очень истеричной и даже больной историей. Оказалось, что книга насыщена таким психозом не меньше. Все героини женского пола вечно убегают куда-то или рыдают, терроризируют истериками и взрывами характера.После чтения думаешь, что, наверное, любовную историю психологически устойчивых и нормальных людей сложно превратить в интересный роман. Я ставлю ему 4,5 звездочки - мой высший балл. Хотя понимаю, что второй раз перечитывать не буду.
11559