Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

The Tokyo Zodiac Murders

Содзи Симада

  • Аватар пользователя
    Аноним8 апреля 2023 г.

    Бросая Вызов Комплексной Загадке


    “Вам не приходилось, господин Глебски, замечать, насколько неизвестное интереснее познанного? Неизвестное будоражит мысль, заставляет кровь быстрее бежать по жилам, рождает удивительные фантазии, обещает, манит. Неизвестное подобно мерцающему огоньку в черной бездне ночи. Но ставши познанным, оно становится плоским, серым и неразличимо сливается с серым фоном будней”
    Аркадий и Борис Стругацкие “Отель “У Погибшего Альпиниста””

    Для многих фанатов детективов нет ничего лучше, чем самостоятельно найти ответ к невероятно комплексной загадке; проштудировать каждый факт, который автор выдаёт за правду и тем самым разоблачить его обман. И даже если читатель, решившийся бросить вызов сложному детективному произведению, разберётся лишь с частью головоломки, то это всё равно будет каким-никаким, а успехом. Не всегда ведь получается залезть автору в голову, понять о чём же он на самом деле думал и где между строк спрятал для читателя подсказку. Мы ведь не Шерлок Холмс, а тот, кто лишь пытается быть похожим на него. Но даже так всё равно хочется хотя бы раз почувствовать себя на равных с главным героем, владеть той же информацией, что и он, и вместе с ним не спеша распутывать клубок тайн и загадок. И знаете, что? Такое вполне возможно, нужно лишь обратить внимание на жанр японских детективов под названием хонкаку. Это примерно тоже самое, что и классические детективы начала двадцатого века, вроде тех что писали Артур Конан Дойл и Агата Кристи, но только японские и больше сфокусированные на фактах и загадках (и меньше про всё остальное, что, к примеру, касается прошлого главных героев или выразительного описания). В этом жанре автору важно дать читателю ВСЮ важную информацию о преступлении, и где-то половину книги разбирать все возможные и невозможные примеры того, что на самом деле могло произойти. А если и этого будет недостаточно, то в таких книгах ещё можно найти карты и схемы, которые во всех деталях показывают места, где совершили злодеяния, и другую не менее полезную информацию (вроде списка всех действующих лиц). По сути вместо книги читателю предлагают взять в руки Кубик Рубика, инструкцию к нему, и попробовать решить его за отведённое время, а точнее пока не наступит момент в произведении, где автор предупреждает о том, что вскоре начнёт объяснять решение загадки. Таким образом автор, как бы говорит читателю: "Попробуй-ка опередить героев с решением и заодно докажи мне, что ты настоящий фанат детективов".

    Когда я впервые увидел описание жанра хонкаку-детектива, то не мог остаться в стороне и решил, что пора бы и мне с ним ознакомиться, а заодно разобраться насколько он может быть интересным для фаната детективов. Выбрал я для первого знакомства одну из самых известных книг этого жанра — "Токийский Зодиак" Содзи Симады. А ещё, в качестве эксперимента, решил почитать книгу не в одиночку, а вместе со своим братом (в основном это было чтение вслух). Моё решение обусловлено тем, что этот жанр, если судить по его описанию, больше похож на книгу-загадку, но не совсем на стандартное художественное произведение. Такая книга идеально подойдёт для группового обсуждения, особенно, если учитывать, то, как в самой книге два главных героя яростно спорят о возможных решениях сверхсложной энигмы. Или, как минимум, чтение с кем-то должно скрасить некоторые особенно скучные моменты книги, изобилующие сухим изложением фактов... хотя обо всём по порядку. Давайте-ка я лучше перескажу кратко сюжет "Токийского Зодиака" для того чтобы было понятно, что вам стоит от него ждать:

    В 1936 году в Японии убивают эксцентричного художника по имени Хэйкити Умэдзава. Полиция в замешательстве, никто не может понять, как можно было совершить убийство в закрытой комнате, не сохранив при этом после себя никаких существенных улик. Ещё больше всё это дело запутывают странные записки Хэйкити Умэдзава, которые тот оставил после своей смерти будто бы насмехаясь над логикой и здравым смыслом тех, кто хочет попытаться разобраться во всём этом безобразии. В своих записях Хэйкити пишет, что готовится создать идеальную сущность под названием Азот, которая должна будет обладать сильными качествами разных знаков зодиака. И для того чтобы создать сиё чудо природы ему необходимо принести в жертву членов собственного семейства и спрятать их тела по всей Японии. К сожалению, это безумное желание помешанного на жертвоприношениях Хэйкити всё же каким-то образом осуществилось, пусть уже и после его смерти — четырех его дочерей и двух племянниц убивают, рубят на части и закапывают в разных уголках Японии. И вот к 1979 году тайна гибели Хэйкити Умэдзава, его записки о Азот и смерть других членов семьи Умэдзава так и остаются нераскрытыми. Все, кто ломали над этим голову, так и не смогли выудить ни единой зацепки о том, что же на самом деле случилось. Но это всё может перемениться, когда за дело решают взяться два закадычных друга: предсказатель судьбы, астролог и совсем немного детектив Киёси Митараи и иллюстратор, а также немного японский Ватсон — Кадзуми Исиока. Они готовы по косточкам разобрать во всём этом незаурядном деле каждую деталь, любую нестыковку и выйти наконец на след правды.

    Сразу скажу, что эксперимент с чтением вдвоём оказался успешным. Мы с моим братом успели во всех подробностях обсудить различные теории и варианты развития событий, как те, которые встречались в самой книге, так и те, которые сами приходили нам в голову после детальной оценки всей доступной информации. Думали мы и решали загадки двигаясь при этом в одном темпе вместе с главными героями книги. Что-что, а правду говорят про то, что этот жанр позволяет читателю вжиться в роль настоящих детективов. Автор, конечно, может в некоторых моментах немного схитрить с тем, как подаётся информация, но во всём остальном он прозрачно честен со своим читателем. Замечу ещё, что определять авторские ловушки и обходить ложные пути решения загадки, это, по моему мнению, важная часть игры в детектива. Только внимательность и хорошая дедукция могут одержать вверх над авторской хитростью. И вот по итогу чтения я и мой брат идентифицировали настоящего преступника и определили в каких злодеяниях он на самом деле повинен, а вот то, как у него всё получилось это мы, к сожалению, не смогли выяснить. Как мне кажется Содзи Симадана сумел создать очень сложную загадку на решение, которой потребуется может быть даже не одна или две головы, а несколько десятков. В общем, как книга-загадка "Токийский Зодиак" вас, дорогой читатель, определённо не разочарует.

    А вот если вы ищите что-то, скажем так, более художественное, то с книгой Содзи Симадана у вас могут возникнуть некоторые проблемы. В основном потому что автор не так часто пользуется красочными описаниями — он только где-то ближе к середине книги вспомнил, что так можно делать — и больше старается сухо излагать факты, как они есть на самом деле. Здесь почти нет никаких лишних эмоций, одна только продезинфицированная правда. Всё это Содзи Симадана компенсирует с помощью ярких и живых диалогов, где герои набрасываются на информацию будто голодные собаки и не жалея сил раздирают её на части выискивая хоть что-то отдалённо похожее на истину. Следить за всем этим очень интересно, хотя и тут есть один небольшой недостаток: поболтать персонажи любят, но у читателя не всегда будет получаться определить кто и когда говорит. Автору стоило чаще прибегать к авторской речи в диалогах, а то пока один персонаж общается с другим, читателю остаётся только сидеть тупо уставившись в текст и гадать: "А кто сейчас собственно говорит-то?". И напоследок снова напомню о том, что перед нами всё-таки не стандартное художественное произведение, а нечто больше похожее на книгу-головоломку, так что не стоит, лишний раз переворачивая страницы, надеяться увидеть описание красивых пейзажей Японии — хотя с Киото автор всё же постарался — или необычные авторские мысли. Жанр хонкаку-детектив явно не про это, во всяком случае по мнению Содзи Симадана.

    Но перед тем, как я наконец поставлю точку в этом уже затянувшемся обзоре, мне бы хотелось узнать насколько "Токийский Зодиак" будет интересно перечитывать после того, как нам уже известны все ответы. Будет ли эта книга, после того, как наконец станет познанной, всей такой плоской, серой и неразличимо сливающейся с серым фоном будней, как писали Стругацкие в “Отеле “У Погибшего Альпиниста””? И я думаю, что нет, не будет, ведь получив ответы на все вопросы можно без лишних слов сделать повторное погружение в омут загадки и куда внимательнее присмотреться к тому, что мы могли упустить из виду при первом чтении книги.

    Например, когда Киёси Митараи в конце сюжета указывает на различные нестыковки в записях Хэйкити. Стоит ли удивляться тому, что после того, как перечитаешь эти записи, то почти сразу приметишь, как же хорошо тебя всё это время вели за нос (и не только главный злодей, но и автор "Токийского Зодиака"). В первую очередь бросается в глаза, как "Хэйкити" старательно подчеркивает насколько для него важна Токико и, что она лучше других своих сестёр.

    Многие детали, к сожалению, нам уже известны, но я думаю, что даже так, читателю всё равно будет очень интересно по-новому взглянуть на то как автор играет с ним и, как главные герои смотрят сквозь очевидное, будучи ослеплённые хитростью преступления.

    Итог: "Токийского Зодиака" хочется порекомендовать в первую очередь тем, кто любит самостоятельно подумать над решением загадки и кто желает ни в чём не уступать главному герою произведения. Это по большей части честная книга, где в основе всего лежит сложная загадка, а всё остальное является максимально второстепенным. И хотя от изобилия деталей у меня голова шла кругом — особенно, когда главные герои начали обсуждать географию Японии, — и хотелось бы увидеть хотя бы немного живости в тексте, помимо, естественно, диалогов, но во всём остальном "Токийский Зодиак" мне понравился. Может быть он мне не понравился бы так сильно читай я его один, но будем считать, что чтение с кем-то ещё лишь сгладило некоторые неровности произведения и не более того. Давненько я не читал такие увлекательные детективы, которые на самом деле заставляют поработать мозгами. Возможно в будущем я прочту что-нибудь ещё в жанре хонкаку-детектив, например, книгу "Убийства в десятиугольном доме" Юкито Аяцудзи, которую тоже многие хвалят и считают образцовым представителем жанра.

    29
    503