Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Шагреневая кожа

Оноре де Бальзак

  • Аватар пользователя
    Аноним7 апреля 2023 г.

    Так выпьем же за то, чтобы наши желания всегда совпадали с нашими возможностями!

    Уф, вчера ночью дочитал наконец. Что могу сказать: Да, сложно не согласиться со многими, которые пишут, что язык очень уж многословен. Да и вдобавок, сама история прямолинейна настолько, что тут и пересказывать-то ничего не нужно, все и так понятно. На самом деле, эту книгу мы начинали читать вместе с женой как совместное чтение, но жена сдалась где-то между вторым и третьим этажами антикварной лавки и поэтому дочитывал я один. Но ребята! С другой стороны: А для чего вообще мы читаем классику? Ну наверное ведь не для того, чтобы получить экшн, лихо закрученные сюжеты и/или обрыдлые любовные многоугольники, которых и в современной литературе предостаточно. Да, автор любит долго и пространно рассуждать на самые разные темы. Но все эти сравнения, описания, отсылки, которые он приводит, они действительно здесь уместны, они "в тему" и если в них вникать, а не тупо проглатывать не прожевав, то они действительно добавляют тексту краски. Из них можно узнать много нового, можно глубже понять душевные переживания главного героя, понять нравы в обществе того времени (а может и не только того). И ведь именно для этого мы читаем классику. Для сравнения, это совсем не тот случай, как, например, "Маятник Фуко", где автор тоже чертовски многословен и сыплет сложными отсылками и сравнениями, которые вроде бы вообще ни к селу ни к городу и у читателя нет никакого желания их осмысливать, потому-что непонятно зачем вообще это все. Здесь, повторяюсь, не тот случай. Здесь мне очень даже приятно было, иной раз что-то загуглить, чтобы понять, что имел ввиду автор, поскольку это всегда оказывалось уместным.

    Ну так вот. Что же до самого романа. Как я уже писал, сюжет очень простой и прямолинейный как лопата (правда, зачем-то он представлен хронологически не совсем правильно: В первой части герой находит эту кожу, а во второй части он описывает всю свою жизнь до этого момента, чтобы в третей части снова вернуться в настоящее. Но лично мне это не сильно помешало). Многие персонажи, конечно, достаточно карикатурны или идеализированы, прежде всего Полина, возлюбленная главного героя. Но тут акцент больше не на самой истории, а именно на внутреннем мире героя. Старый антиквар, который подарил (можно сказать) ему этот зловещий талисман, предупредил его, что (если вкратце) счастье человека находится где-то посередине между словами мочь и желать, а этот дьявольский талисман, дескать, соединяет эти две крайности воедино и счастья не принесет. Тем не менее, молодой человек, находящийся в отчаянии, соглашается на такую сделку. Ну а все дальнейшее - это, по сути, его внутренние осмысление того, что ему на самом деле для счастья нужно. Ну и, разумеется, понимание приходит слишком поздно и разумеется, нравы в обществе, слепому к людскому горю и стремящемуся лишь к веселью и наслаждениям, сыграли в этом свою роль. Больше, пожалуй, и добавить-то нечего, лишь то, что именно авторский язык, при всей многословности, наполнил эту простую историю красками и глубиной.

    Рекомендовать могу с осторожностью. Исходя из выше изложенного, решайте сами.

    4
    539