Рецензия на книгу
Возвращение в Брайдсхед
Ивлин Во
Аноним7 апреля 2023 г.И скучно, и грустно, и некому руку подать...
Сразу после прочтения книги с рецензией как-то не задалось, однако свои "пять копеек" хочется присовокупить к уже имеющимся отзывам. Хотя в этот раз многословия не будет.
Первое, что хочется отметить, это то, что перед прочтением книги довелось ознакомиться со статьей критика, из-за чего у меня в голове сложилось предвкушение совершенно другой истории. Некой такой традиционной истории любви. Любви несчастной. перед которой закоснелые в своей гордыне члены семейства мешают счастью влюбленных и, главным препятствием выступают религиозные предрассудки.
И вот, в первой части, когда главный герой попадая в старинную усадьбу начинает свое повествование, это ожидание истории из прошлого только подкрепляется ретроспективой воспоминаний. В первой части произведения эта иллюзия дальнейшего развития событий продолжает поддерживаться, так как мы видим студенческую юность основных персонажей, и Себастьян такой явно несчастный, из-за своей семьи, которая представляется ужасающе консервативной и непонимающей устремлений его бунтарской натуры и загоняющей его в раз и навсегда определенные рамки.
Однако уже с момента посещения главным героем семейства друга и установления с ними взаимоотношений становится не то, чтобы неинтересно, а просто скучно.
Все отношения развиваются как будто не между живыми реальными и чувствующими людьми, а словно на сцене плохие актеры произносят текст, не проживая предлагаемых ситуаций. Этакая безэмоциональная постановка, в которой симпатии взывает и то только на первых пор, тот самый Себастьян.
Я знаю, что автор писал некую пародию, сатиру. призванную в быть может, несколько гротескной форме (в ряде других произведений так уж точно) показать упадок аристократического общества. Однако, как по мне здесь он все же перегнул. Часть общества еще не может характеризовать все общество в целом. Здесь же все персонажи сплошь эгоисты, в особенности главный герой. Жизнь живет, как будто по инерции. Вот женился. вот поехал картины писать, вот развелся. жена изменяет, ну и ладно, и он ей изменяет. И все это без малейших оттенков чувств. Даже по отношению к сестер Себастьяна, не любовь, а лишь.., что? Непонятно.
Линия Себастьяна потенциально такая интригующая привела его в тупик.
Религиозные противоречия здесь не играют такой уж определяющей роли. Вопрос вполне решаемый. А то, что некоторые индивиды загоняют себя в тупик чем бы то ни было. непонятно, почему это так должно влиять на окружающих. Разве что у них есть серьезные душевные заболевания и духовные проблемы.
А главное, события продолжают развиваться постепенно и охватывают не спешно практически всю жизнь главного героя до начала повествования. И вот выясняется, что не долгие годы назад покинул он сей гостеприимный дом, а лишь пару лет назад посещал его и оттого теряется чувство истории, которой так заманчиво повеяло в начале. Когда ожидаешь воспоминаний о давно минувших днях, несостоявшейся любви и дружбы, сожалений о несбывшемся, а получаешь по итогу эгоистичные рассуждения человека, который так отстраненно повествует о событиях, как будто не о себе, а являясь сторонним наблюдателем за всем действом.
Чего хотел, так и непонятно.
Как ни странно, наиболее вменяемо смотрится Рекс Моттром. Он, конечно же несимпатичный персонаж, зато не притворяющийся особенно сильно в отличие от всех остальных. Знает чего хочет и прямо говорит об этом. И идет к своей цели. Его, конечно, тоже не ждет тот феерический успех, которого он жаждал, однако. на фоне всех остальных, он максимально честен. а местами даже весьма терпелив и вменяем.
Хотя однозначно симпатичных персонажей здесь нет. И, если в другом произведении автора "Мерзкая плоть" персонажи нестерпимо скучают, то герои данного произведения даже такой эмоции не испытывают.
В общем, как говорится, все печально. И скучно, и грустно, ни друзей. ни любви, ни привязанностей.
Прочитать, конечно стоит. при чем не для того, чтобы впасть в тоску после ли прямо во время прочтения, но, чтобы ощущать радость бытия и не впадать в крайности, видя к чему это приводит и как люди "загоняются"11984