Рецензия на книгу
The Goldfinch
Donna Tartt
uchepurova2 апреля 2023 г.“когда тоскуешь по дому, — сказал он, — просто взгляни на небо. потому что, куда бы ты ни поехала, луна везде — одна и та же”.
“щегла” донны тартт просматривало множество любопытных глаз, каждый их обладатель находил в книге свой уникальный смысл. я читала это произведение, вы читали это произведение, сотни тысяч людей по всему миру читали это произведение. наш взгляд пробегал по одним и тем же строкам, но фокусировался на разном. эта книга обо всех жителях и жительницах нашей необъятной вселенной, об их сокровенных переживаниях, знакомство с которыми происходит через изображение птицы, прикованной к жердочке едва заметной цепью.
“я глядел на картину и ощущал такое же схождение всего в единой точке: дрожащий, пронзенный солнцем миг, который существовал в вечности и сейчас. и только изредка я замечал цепь у щегла на ножке или думал о том, до чего же жестоко жизнь обошлась с маленьким живым созданием — оно вспорхнет ненадолго и обреченно приземлится в то же безысходное место”.
“я устала от этой книги, поскорее бы она закончилась…”
“начинается что-то интересное, ладно, еще одну главу и спать…”
две полярные мысли, которые чередовались в моем сознании во время прочтения книги. я так и не смогла определиться какая из них мне ближе, но мне это и не нужно, потому что “щегол” мне видится таким же полярно неопределенным, как и мои эмоции от него! я не могу сказать, что мне понравилась эта книга, также не могу сказать, что она мне не понравилась. донна тартт сотворила нечто неординарное и подкрепила эту неординарность своим удивительным слогом. местами мне было тяжело читать творение авторки. я быстро от него уставала, по ходу теряла концентрацию из-за неспособности угнаться за ускользающими мыслями тео. несмотря на это, основную, на мой взгляд, цель “щегол” выполнил — навел меня на глубинные размышления о…
“было так легко позабыть про эту ячейку, притвориться, что картины там вовсе и нет, я иногда думал даже, открою дверцу, а картина исчезала, хоть и знал — никуда она не исчезнет, так и будет лежать в темноте, поджидать меня вечно, покуда я ее не заберу, будто труп убитого мной человека, который я спрятал в каком-то подвале”.
…чувстве вины.
вам оно знакомо? знаком его стремительный “бег” по всему телу? знакомы стыд, страх, тревога, которые часто ему сопутствуют?
тео деккера вина сопровождает на протяжении практически всего романа. гибель матери, похищение картины, махинации с антиквариатом, убийство и многое другое приводят главного героя к неспособности справиться с накатывающими периодически эмоциями. герой гнетет себя необходимостью хранить сокровенные тайны вечно, старается утопить несчастье в алкоголе и запрещенных веществах, но даже знакомые много лет способны рано или поздно перестают ему помогать. с каждым днем он ставит все больший груз на чашу весов собственной истории, ожидая порицания, наказания и боли со стороны мира и окружающих. но он не учитывает, что главный суд над ним вершится у него же в голове, а каждая мысль, каждая новая ложь томно приближает судейский молоток к звонкому удару по его подставке.
персонажи донны наглы, порочны, добры, скованы, проницательны, обманчивы. они крайне разные и реалистичные, в их существование, мысли, идеи с легкостью удается поверить. авторка не делает из них “хороших” или “плохих”, не делит вселенную на черное или белое. в ее романе пристанище находят обыкновенные люди с необыкновенными историями, которые способны совершать поступки “разных цветов”.
“щегол” учить морали, учит тому как поступать не стоит и к каким последствиям может привести долгое молчание. демонстрирует спорную философию главного героя, потерянного во лжи и обмане. возможно ли выбраться из настолько глубокого болота? рекомендую узнать у тео деккера лично, прочитав весь роман целиком. поскольку пересказ с моих уст потеряет тот шарм очарования, который постепенно окутывает читающего эту книгу человека своей таинственностью и интригами…
Содержит спойлеры101,1K