Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

О дивный новый мир

Олдос Хаксли

  • Аватар пользователя
    Аноним30 марта 2023 г.

    Надежда в безнадежности

    Классе в 11-ом я прочитала "Мы", следом "1984", и оставалось прочесть Олдоса Хаксли, но в то время в библиотеке он мне не попался, и я отложила это до лучших времен. Вспоминала пару раз, но как-то не срослось у меня с "Дивным миром". Прошло стопиццот лет, захотелось перечитать Замятина, и тут вдруг вспомнился мой старый школьный мастрид, так никогда и не читанный.
    В зрелом возрасте книжки читаются совсем другими глазами. В очередной раз думаешь, как полезно иногда классику перечитывать, вдруг так прозрачно видны литературные связи: ага, "1984" - по сути, первый постапокалипсис, пожалуй, все последующие пошли из него. Вот "Дивный мир" - смотри-ка, Исигуро своё "Не отпускай меня" прямо с него писал... да и в "451 по Фаренгейту" многое перекликается с Хаксли... и все они, по сути, вышли из "Мы", который задал направление.
    Перед тем как начать, прочитала рецензию Оруэлла, который к Хаксли отнесся весьма придирчиво, мол, такой мир не смог бы существовать - он же никуда не развивается, всем в нем слишком хорошо живется. И создал свой, в котором всем живется плохо. Я даже была сама настроена слегка критично, когда садилась за книгу, но зря.
    Если говорить, кто из них двоих оказался ближе к истине - по-своему каждый. Оба они, конечно, философы и идеалисты, их миры - само собой, лишь обобщенное зло. Но в каждом звучит свой голос правды. И если мы оглянемся на нашу жизнь - найдем в ней место и Большому брату, и Дивному новому миру.
    И всё же, на мой взгляд, жизнь показала, что Хаксли ближе к истине: поймав человека на крючок бесконечного потребления, легче легкого потом его на этом крючке держать. У писателя люди приучались к этому под гипнозом, в обыденной жизни реклама, ТВ и интернет работают нисколько не хуже.
    Потрясающе, конечно, что в 30-е годы он в каком-то смысле предсказал клонирование. У Замятина дети тоже были отделены от родителей - но Хаксли зашел, конечно, намного дальше, придумав целую индустрию по производству людей (Матрица, привет).
    И есть в этом романе, пожалуй, одно, что является для меня особенно ценным. Само собой, в борьбе человека с системой человеку никогда не победить. Это понятно. Вполне закономерно, что герои всех трех романов проиграли эту борьбу. Только у Хаксли герой погиб, но не предал себя и свои идеалы. "Мы" и "1984" - книги отчаяния, в обеих герои в итоге порабощены системой, разрушены ею полностью, лишены своего Я. Только у Хаксли Дикарь покончил с жизнью, и пусть он сдался, но остался верным самому себе. Такой конец, по крайней мере, внушает хоть какую-то надежду. Как это ни странно звучит.
    Пожалуй, жаль, что я не прочитала эту книгу раньше. Но, может быть, сейчас и пришло время ее прочесть.
    Книга прочитана в рамках игры Борцы с долгостроем

    11
    628