Рецензия на книгу
Иуда Искариот. Повести и рассказы
Леонид Андреев
Аноним3 февраля 2014 г.Любопытнейшая интерпретация библейского сюжета. Мне всегда казалось, что библейский Иуда - какой-то незавершенный персонаж. Мотивы его поведения не ясны, это скорее орудие в руках дьявола, нежели полноценная личность. У Андреева же он обретает статус главного героя и превращается в живого человека со своими темными и светлыми сторонами.
С самого начала ясно, что Иуда - личность не вполне психически здоровая, не вписывающаяся в окружающий мир. Это ярко выраженный мизантроп, которого никто никогда не любил. Единственная радость этого искалеченного снаружи и внутри создания - по любому поводу устраивать людям "проверки на вшивость" и радоваться, как ловко ему удалось всех обмануть.
Оказавшись в компании апостолов, Иуда не может не подвергнуть её проверке, и апостолы эту проверку не проходят. Не хватает в них проповедуемой христианской любви, чтобы принять Иуду со всеми его причудами. Петр у Андреева изображен особенно лицемерным типчиком: то он злобно подшучивает над убогоньким Иудой, то соревнуется за право быть первым после Иисуса в небесном царствии.
Основной мотив предательства Иуды - по-видимому, ревность. Иуда действительно полюбил Иисуса, и потребовал взаимности. Ему хочется получить от Иисуса любовь, которой он никогда не получал от окружавших его людей. Он как маленький ребенок требует к себе внимания, добиваясь его любыми средствами, но Иисусу не по нраву изобретаемые Иудой способы понравиться, поскольку все они основаны на Иудином мастерском умении лгать. Итак, наш ревнивец приходит в отчаяние и решает уничтожить свой предмет обожания. Во-первых, это месть за невзаимность, во-вторых, возможность проверить, так ли верны все эти "хорошие" люди своим принципам? Если они так же любят Иисуса, как Иуда, они пожертвуют собой, чтобы не дать ему умереть.
Интересен в этой повести образ Иисуса - он здесь лицо несколько отстраненное, главные действующие лица пляшут вокруг него, а он лишь изредка произносит короткие фразы. До конца не ясно, какие чувства он испытывает к Иуде, и испытывает ли вообще какие-то чувства. Скорее, пребывает где-то в области высоких материй, изредка спускаясь на землю. Он как строгий родитель: "пока не начнешь вести себя правильно, никаких удовольствий от меня не получишь", но и в обиду Иудушку не дает. И у меня создалось впечатление, что Иисус в андреевской интерпретации нарочно привел болезненно-инфантильного Иуду к отчаянию и предательству, потому что ему нужно умереть для осуществления своей высокой миссии. От этого Иисуса не исходит искренней любви и внимания к окружающим его людям, он как-то больше интересуется красивыми ящерицами и цветами.
Но ты молчишь, ты все молчишь? Господи, Господи, затем ли в тоске и муках искал я тебя всю мою жизнь, искал и нашел! Освободи меня. Сними тяжесть, она тяжелее гор и свинца. Разве ты не слышишь, как трещит под нею грудь Иуды из Кариота?Да, молчит в ответ андреевский Иисус.
311