Рецензия на книгу
Сто лет одиночества. Недобрый час
Габриэль Гарсиа Маркес
Аноним3 февраля 2014 г.Сложные отношения сложились у меня с Маркесом. В особенности с этой книгой. Я люблю его произведения, но иногда они становятся такой мукой и навязчивой идеей, что я не могу спать по ночам. "Сто лет одиночества" загнала меня в угол до такой степени, что я прогуливала школу. Днями. Неделями. Я пообещала самой себе, что, пока не разберусь во всех семейных связях и хитросплетениях города, я не возьмусь за другую книгу и не выучу ни единого урока. Я бредила идеей понимания персонажей. Я прочитала "100 лет одиночества" три раза.
1 раз.
На что обращаешь внимание с самых первых страниц, так это на атмосферу. В книге всегда душно. Как будто кто-то сжал руку на твоей шее. Каждый герой - неоспоримая личность, обладающая своим опытом и своими тараканами. На наших глазах выстраивается город, проходят жизни поколений, разрушаются надежды, сходят с ума люди. Путаница начинается уже на 30-40 странице. Примерно там же начинаешь понимать, что композиция романа необычная - круг.
Это прекрасно видно из:
1) имен персонажей
2)начала и конца романа (всё начинается с маленького, убогого селения, и заканчивается гибелью города, т.е. от, по сути, нуля вы возвращаемся в нуль.)
Но на этом осознание происходящего радостно машет ручкой. Почти до самого конца книги следует период нездорового, бредового состояния. На последних главах что-то проясняется, но этого всё равно ничтожно мало.2 раз.
Читающий роман по второму кругу сознательно входит в лабиринт боли, любви,ненависти и беспросветной печали. Книга затягивает в себя всё больше и больше. Герои постепенно обретают четкие лица, события отчасти перестают путаться. В повествовании всё заметнее становятся мелочи, которые, по сути, выстраивают мир вокруг персонажей и делают его именно таким, какой он есть. При втором чтении можно отвлечься от внимательного отслеживания персонажей и насладиться языком написания. Коротких предложений в книге почти нет. Прямая речь используется в самых редких случаях. Возникает ощущение того, что ты читаешь не книгу, а летопись.3 раз.
Все и всё на своих местах. Мозаика выстроенного Маркесом мира складывается в единую ужасающую картину. Всё, что вокруг нас, гаснет. Мы - части улиц Макондо; мы следим за домом вместе с мудрой и опытной Урсулой, мы сидим под деревом вместе с Хосе Аркадио Буэндиа, мы воюем рука об руку с Аркадио Буэндиа. И, в самом конце, мы видим, как муравьи съедают Аурелиано, последнего из рода Буэндиа.
Мы рождаемся и умираем с городом.Все события в книге происходят камерно, т.е. как бы я не старалась представить, что помимо Макондо есть еще какой-то мир/город/поселок и т.д., у меня ничего не выходит. Есть только то, что окружает героев, будь то война или четыре стены дома. Есть еще кто-то где-то там, и этот кто-то вмешивается. Кто-то всегда вмешивается туда, где что-то получается.
Главное, что можно вынести из этой книги - все люди одиноки. Каждый живет в своем мире, окружает себя своими стенами. Главное - не замуровываться там. Главное, чтобы всё не закончилось так, как некогда предсказал Мелькиадес семье Буэндиа: «Первый в роду будет к дереву привязан, последнего в роду съедят муравьи»
1552