Рецензия на книгу
Штиллер
Макс Фриш
karinashkin28 марта 2023 г.Эгоцентризм и инфантильность: возможен ли побег?
Если бы не ДП, я бы, скорее всего, так и неузнала о швейцарском писателе Максе Фрише, и было бы очень жаль. Вообще, прочитавего роман «Штиллер», да и в процессе его чтения, меня не раз посещала мысль-сожаление,что этот автор сейчас так малоизвестен, ведь на ум очень часто приходили слова «фундаментально»,«серьезно», «значимо».
Роман многослоен и широк по своей составляющей. Здесь многие читатели найдут себе что-то по душе: сюжет, язык, размышления о жизни, родной Швейцарии... На мой взгляд, идеальный претендент на издание в серии «Интеллектуальный бестселлер».
Итак, давайте пройдемся по составляющим,почему-то действительно хочется рассматривать книгу как многослойный пирог, хотя сладости или насыщения после окончания чтения не ждите: скорее всего, на этом ваши отношения с книгой не закончатся, и вы пойдете обдумывать ее дальше.
Слой первый (верхний) – сюжетный. Однажды обычный неприметный американский гражданин оказывается не в том месте (в поезде в Европе), не в то время (когда другой пассажир бросает ему фразу на немецком) и не в тех обстоятельствах (наш герой ему отвечает на немецком, и пассажир, якобы, героя узнает). Более того, пассажир утверждает, что наш американец –вовсе не американец, а швейцарский скульптор по фамилии Штиллер, который несколько лет назад внезапно исчез, оставив позади свою жизнь, ремесло и жену. Новоиспеченного(или вновь обретенного) Штиллера хватает ретивый полицейский и сажает в тюрьму. За что? Да за нарушение гражданского спокойствия! Нельзя же так, гражданин, уклоняться от своих гражданских, налоговых, супружеских обязательств и просто исчезать. Нарушение порядка налицо. Абсурдное обвинение? Еще бы! И дальше действительно начинается, как может показаться, театр абсурда, так как наш герой говорит, что он не Штиллер, а все остальные (включая свидетелей – людей из прежней жизни Штиллера), что он все же им является. Но наш герой не отступает, рассказывает о своих приключениях в Новом Свете, о каких-то просто невероятных событиях, гдеон кого-то спасает, но при этом совершает убийства, включая собственной жены...А, нет, вот же она, входит в камеру обвиняемого, цела-невредима. И женственна. И интересна. И утонченна. И американский не-Штиллер в нее... влюбляется.
Слой второй – романтический. Вся книга написана в виде дневника главного героя, как он сам говорит, он пишет протокол: всего, что с ним происходит сейчас, и всех событий из жизни Штиллера, о которых ему рассказывают его посетители. И очень интересно наблюдать многослойность даже на этом уровне – есть любовная линяя, о которой мы можем судить со слов вовлеченной в эту любовь женщины, наблюдателей со стороны и американского не-Штиллера,который в свою очередь, основываясь якобы на услышанном, оценивает нездоровые отношения между Штиллером и его супругой. А их нездоровая почва налицо – оба «нуждались друг в друге из-за их общего страха» - оба чувствовали себя неполноценными и всячески использовали уверения в неполноценности партнера, чтобы привязать к себе еще сильнее.
Слой третий – искусственный. И тут тоже трактовать можно по-разному. Оба – Штиллер с женой Юликой – были людьми искусства. Оба в какой-то степени художники, а, как известно, художника обидеть может каждый. Но главными обидчиками все же стали они друг другу, причем, искусственно: додумывание, комплексы, недосказанность и нездоровая попытка удержать то, что по факту тебе не нужно – залог успешных токсичных отношений.
Сюда же относится слой фантазийный– Штиллер всегда жил фантазиями. И когда он исчез, он не сделал этого, чтобы начать жизнь с чистого листа, нет. Он так и не нашел (да и не искал) применения своим талантами умениям, но явно жил в своих фантазиях. Сперва - чтобы доказать себе, что он был единственным правым в сложившийся ситуации и оправдывал свой побег, затем –использовал всю свою хитрость для придумывания восхитительной биографии, где было полно всего: и собственной полноценности, значимости, и приключений, и волнующих событий, и интригующих людей... того, чего в реальной жизни у него, якобы, не было (или просто предпочитал не замечать?).
Четвертый слой – психологическийи философский. Сбежать от себя – реально ли это? Вот просто взять и порвать с прошлым – не оставив ничего, сжечь все мосты, уехать и стать другим. У меня возникает как минимум три вопроса. Первый: можно ли считать, что герой стал другим? Он на какое-то время избавился от прошлого себя, но стать другим... По мне, он просто стал фантомом, существом без прошлого и без будущего. Что приводит к вопросу: для чего? Мне кажется, сам герой не увидел для себя в этом смысла и сделал все, может, сам того не подозревая, чтобы вернуться обратно. Потому что третий вопрос, который у меня возник практически сразу: если ты так хотел сбежать, то зачем ты вернулся в ЭТУ страну, сел в ЭТОТ поезд, ответил на ЭТОТ вопрос и именно на ЭТОМ языке?Для человека, который так стремился сбежать от себя, слишком много было совершено ошибок.
Слой пятый – исторический и политический. И вот тут, к сожалению, у меня мало знаний, чтобы оценить эту составляющую по достоинству. Я мало что знаю о Швейцарии, особенно, в годы второй мировой и после нее, чтобы оценить все нападки героя в сторону своего правительства, и сначала это у меня вызывало негодование: если все так плохо, зачем же ты, не-Штиллер,вернулся? Но впоследствии ты понимаешь, что герой (да и автор) видит весь потенциал своей страны, который, к сожалению, частично не реализован, и у Фриша явно душа болит смотреть на то, к чему пришла родная страна, как она себя выбрала повести в определенные моменты...
И это произведение в целом наполнено такой жгучей болью, и все герои и ситуации автор явно выбирал не просто так. Думаю,если бы я больше знала об истории страны и каких-то особенностях на пути ее развития, я могла бы считать в этом романе гораздо больше. Хотя если вы дочитаете до конца, не растеряв по пути определенные цитаты, фразы, которые автор включал в повествование, обычная, как могут сказать некоторые, история трагической любви заиграет для вас совершенно иными, более глубокими, красками.
Дополнительное задание марта (ДП): психическое отклонение главного героя - Патологическая ложь или псевдология
10318