Рецензия на книгу
Каждый умирает в одиночку
Ганс Фаллада
Аноним28 марта 2023 г.Всегда оставаться человеком – это много или мало?
К роману Ганса Фаллады «Один в Берлине» («Каждый умирает в одиночку») стоит подходить основательно, предваряя чтение самой книги знакомством с биографией автора. Это небольшое действие сразу расставит на места все точки над i, которые непременно возникнут в процессе чтения. Потому что ТАК написать о происходящем в Берлине 1940-1942 гг. мог только человек, который на своей шкуре прочувствовал происходящее.
Ганс Фаллада, в отличие от многих писателей, покинувших Германию после 1933 года, остался в стране. Конфликтов с новой властью избежать не удалось, какое-то время он считался нежелательным писателем, некоторые его произведения были запрещены. После продолжительных переговоров Г. Фалладе было рекомендовано сосредоточиться на детских сказках и повестях, чем он и занимался до 1945 года.
Так почему же эмоционально сломленный мужчина (Г. Фаллада несколько раз проходил лечение в психиатрической лечебнице), не участвовавший в Сопротивлении, пишет книгу за невероятно короткие сроки, да не просто книгу, а книгу о Сопротивлении? Какие мотивы сподвигли его? Боюсь, что для потомков это навсегда останется тайной.
Со страниц романа буквально сквозит неопределенное отношение автора к описываемым событиям. Кажется, что он стремится быть беспристрастным, когда описывает антипартийную деятельность Отто и Анны Квангель, тихой семейной пары, основное стремление которых (в первых главах) – оставаться максимально незаметными. После беды, пришедшей к ним в дом, они начитают свою скромную борьбу, пишут открытки и письма, оставляют их на подоконниках и ступеньках домов, надеясь, что смогут привлечь внимание людей, заставить их задуматься, а, возможно, и присоединиться. Но как только события в романе начинают стремительно развиваться, появляются противники Квангелей – сотрудники гестапо, которым во что бы то ни стало нужно найти и поймать распространителя открыток, вся беспристрастность автора улетучивается. Сквозь текст достаточно четко прослеживается позиция самого Ганса Фаллады, который не верит в Сопротивление, считает действия Отто Квангеля бессмысленной тратой времени. Но при всем несовпадении взглядов автора и его главного героя читатель не испытывает на себе давления.
Сильной стороной романа выступают герои, как главные, так и второстепенные. Основываясь на архивных материалах, Г. Фаллада, без преувеличения, вдохнул в персонажей жизнь, наделил их узнаваемыми чертами, дал четкие портреты и объяснил мотивы поступков каждого. Даже самый, казалось бы, типичный солдат-охранник получил свои несколько строк, и перед читателем возникает пусть и не полноценный персонаж, но уже и не бесплотное имя в тексте. Очень натуралистично изображено население Берлина, напуганное и загнанное, превратившееся в тень себя прежних, вздрагивающее от каждого взгляда, брошенного в их сторону. Страх смерти превратился в страх жизни.
«Один в Берлине» - эмоционально тяжелая книга, ведь практически с самого начала нам известен в общих чертах финал. Потому что тогда, в 1942 году, просто не могла иначе сложиться судьба Отто и Анны Квангель. Но несмотря на всю трагичность случившегося с семьей, их действиями невозможно не восхищаться.«Какая разница, борется ли один или десять тысяч; если один чувствует, что должен бороться, он борется, вместе с соратниками или без них. Я не мог не бороться и боролся бы снова и снова».
9304