Рецензия на книгу
Комната бабочек
Люсинда Райли
Аноним28 марта 2023 г.Картон и сахар, сахар и картон.
В затравке романа мы знакомимся с крошкой Поузи, которая беззаветно любит своего отца, ботаника и энтомолога-любителя, и маман, французскую певицу. И вот почти 60 лет спустя мы снова встречаемся с Поузи, которая успела родить двоих сыновей, овдоветь и снова поселиться в некогда роскошном, а теперь ветшающем родительском особняке Адмирал-хаус. Вокруг самой женщины, а также её сыновей, невесток и прочей мелкой шушеры и завертит автор свою интрижную интригу.
Интуиция меня редко подводит. Вот не читаю я любовные романы — и живу счастливой (почти) читательской жизнью. Но тут: вспышка, буря, безумие, марафон. И книга падает в мои неласковые объятия, чтобы быть безжалостно осмеянной и оплёванной. Честно, я предвзята, потому что не люблю этот жанр. (Это я так предупреждаю любителей жанра, что дальше будет больно).
Поэтому у меня скулы сводит, когда всё стилистическое богатство автора сводится к «на его глаза навернулись жгучие слёзы», «она бросилась в его распростёртые объятия», «она ощутила жар его мужской плоти» и прочие стандартные, совершенно потерявшие новизну и хоть какой-то эмоциональный отклик конструкции. Стиль плоский и сухой, как прошлогодний цветочек между книжными листами.
Настолько же невыразительны и герои. Чтобы ни у кого не осталось сомнений, положительные герои сплошь писаные красавцы, даже если им за 70 лет. Женщины — стройные, длинноногие, с прекрасными волосами и глазами и невероятно стильные. Мужчины — высокие, с низкими голосами и точёными скулами. Отрицательные, понятно, толстенькие и лысенькие (это про мужиков) или тоже красивые, но холодные (это про женщин). Положительные герои аккумулируют в себе все добродетели: честные, успешные, умные, добрые, любят детей, всегда готовы прийти на помощь. Отрицательные — концентрированное зло. От образа Сэма меня натурально разбирал смех, когда автор сперва писала, что он привык пользоваться своим обаянием, а потом он ведёт себя пошло и хамски со всеми новыми и старыми знакомыми, а те с первого взгляда его дружно не любят. Где обаяние-то? На кого оно распространяется? На собак?
Отношения искусственные, как цветы для погребальных венков. Если любовь — так с первого взгляда и до гроба. Если ссора — то тоже не меньше, чем лет на десять. Просто разговаривать, естественно, герои не могут, они должны непременно хранить какой-нибудь СТРАШНЫЙ СЕКРЕТ, и не потому, что они трусят его выдать, а чтобы не травмировать своего возлюбленного. А чтобы тот стал в три раза несчастнее, периодически говорят: «Я сейчас не могу тебе всё объяснить (своё крайне говнянское и странное поведение), но когда-нибудь...» И вот на этих недоговорках и строится интрига произведения. Раскусила я её, пусть и не до буквы точно, примерно сразу, и эти хождения вокруг великих тайн были страшно утомительными и ничуть не интересными.
В финале, конечно, автор нами жутко манипулирует, вываливая кучу стекла, но ни счастливые воссоединения возлюбленных, ни трагические гибели и дети-сиротки меня не растрогали, Станиславский где-то в моём горле бешено клокотал: «Не верю!» Тише, тише, Константин Сергеевич, уже всё позади, книжка кончилась, автор помечен значком: «Опасно для жизни», я так больше не буду. Если только не очередной марафон…
20412