Рецензия на книгу
Старик и море. Рассказы
Эрнест Хемингуэй
Аноним2 февраля 2014 г.Старик и море
В детстве моя любовь с Хэмингуэем, увы, не сложилась. Но я все-таки добавил его в хотелки в надежде, что с возрастом мой книжный вкус настолько изменится, что я тоже смогу разделить восторги от этой повести. Ну, включили же её за какие-то заслуги в категорию "must-read" и наградами престижными одарили за что-то. К сожалению, я от Хэмингуэя засыпаю, как и прежде)) Это ни в коем случае не говорит о том, что он плохо пишет. Просто подобные сюжеты совершенно меня не увлекают, поэтому я начинаю зевать от скуки. Честно говоря, по этой же причине ненавижу рыбалку. Видимо, мне не хватает усидчивости и терпения. Когда рыба хорошо клюет, то во мне просыпается азарт. Но если меня заставить постоять с удочкой полчаса впустую, то я от такого вида отдыха никакого удовольствия не получаю.
Вот с этой повестью то же самое. Пока Сантьяго не поймал на крючок свою рыбину, я проваливался в полудрему. Но когда уже началась схватка на выносливость между упертым стариком и его потенциальной добычей, мой сон как рукой сняло)) Я уже искренне болел за Сантьяго с лозунгами: "Тащи её! Тащи!")) Повесть короткая, но на нее можно посмотреть с разных ракурсов. Во-первых, здесь немаловажную роль играет тема одиночества и старости. Жалко все-таки бедного рыбака. Никому не пожелал бы на старости лет жить впроголодь и разговаривать самому с собой, потому что рядом никого нет. Во-вторых, есть еще тема дружбы Сантьяго и Манолина. Забавно, что у героев огромная разница в возрасте, но они относятся друг к другу с отеческой опекой. Один передает свой рыбацкий опыт, другой - проявляет заботу.
Рыбу мне тоже жалко, поэтому читать про ее предсмертную агонию неприятно. Я с удовольствием скушаю стейк из мяса, но не показывайте, как именно он попал ко мне на стол)) А еще нельзя не отметить, какой же упертый латиноамериканский народ! Как можно не потерять надежду и больше двух месяцев вставать на рассвете, выходить в море и возвращаться с пустыми руками?! Мне точно не понять, что такое жизнь по Конфуцию: "Сиди спокойно на берегу реки, и мимо проплывет труп твоего врага")) В прочем, остальные рыбацкие радости тоже не для меня. Не так давно я смотрел мексиканский документальный фильм Педро Гонзалеза Рубио "Alamar" ("К морю"), где показывают обычную жизнь рыбаков. Я уже тогда удивлялся, как можно жить в какой-то хибарке на воде с минимальными удобствами, питаться одними морепродуктами и радоваться однообразию повседневных будней? Наверное, пока я этого не пойму, то не смогу оценить повесть Хэмингуэя по достоинству.
-----Убийцы
Многие наверняка помнят о трогательном рассказе Хэмингуэя из 6 слов. Это было действительно здорово, потому что написать короткий, но при этом глубокий рассказ довольно сложно. Вот, например, в "Убийцах" я не почувствовал глубины. Вполне обычная зарисовка, какую можно встретить в любом гангстерском фильме. Городское кафе, два киллера, одна жертва и несколько посторонних лиц, которые оказались в затруднительном положении. Стоит ли вмешиваться в чужие дела и предупредить жертву? Да и нужно ли спасать жертву? Не ждите ответов. Просто зарисовка без предыстории и без концовки.
-----Там, где чисто, светло
Еще одна короткая зарисовка, разворачивающаяся в стенах кафе. Тут все даже проще, чем в "Убийцах". Два официанта обсуждают постоянного клиента, глухого и обеспеченного старика, который любит засиживаться с рюмочкой коньяка допоздна. Я ничего интересного для себя не нашел в их диалоге. Рассказ ни о чем. Не вызывает ни мыслей, ни интереса, ни эмоций.
-----В другой стране
Это совсем маленький рассказ о бывших военных, которых комиссовали по инвалидности. Каждый день они приходят в госпиталь на реабилитационный курс, где на них испытывают какие-то новые аппараты. Почему он называется "В другой стране"? Потому что это рассказ от первого лица, а точнее одно из личных воспоминаний автора. Хемингуэй добровольцем отправился на фронт в Италию. Там он действительно получил ранение в колено и пару медалей. Если знать биографию автора, то рассказ, конечно, обретает смысл, поэтому оценивать его, как абстрактную творческую единицу ни в коем случае нельзя.
-----Отцы и дети
Следующий рассказ тоже носит ностальгический характер, хотя написан он от лица Ника Адамса, который вспоминает своего погибшего отца. Опять же если читатель знаком немного с биографией автора, то без труда узнает в Нике Адамсе самого Эрнеста, который также любил охотиться, ходить на рыбалку, играть с индейскими ребятами и т.п. Вообще это определенно очень странная семейка, где несколько поколений совершали самоубийство. Конечно, мы можем только строить свои догадки о возможных причинах. Но в этом есть что-то мистическое и странное. Возможно, на подсознательном уровне я не могу принять депрессивное творчество Хемингуэя, от которого так часто веет смертью, старостью и одиночеством.
-----О писательстве
С этого рассказа я запомнил только упоминание "Улисса" Джеймса Джойса, ловлю форели и кролика с клещами. Мне показалось весьма странным, что Хемингуэй рекомендует писать о том, что было придумано автором. Хотя многие его произведения основаны на реальных событиях или личных воспоминаниях. Он говорит, что Джойс списал главного героя с себя, поэтому он скучен. Но у Хемингуэя тоже есть свое альтер эго в лице Ника Адамса. Если он придерживался такого мнения, то почему сам тогда не писал фантастику или что-то вроде того? В общем, я не въехал, видимо, в суть рассказа, поэтому для меня он показался набором слов.
-----Снега Килиманджаро
Ну, вот. Еще один рассказ Хемингуэя насквозь пропитан мрачной атмосферой смерти. Даже удивительно, сколько смертей уместилось на этих тридцати страницах! Тут и главный герой, писатель Гарри, страдающий от гангрены, и его воспоминания о войне с турками, и группа людей, погибшая в горах, и мальчишка-фермер... Наиболее противно было читать про офицера Уильямсона:
внутренности у него вывалились наружу и повисли на проволоке, так что тем, кто снимал его оттуда еще живым, пришлось обрезать их ножомКороче говоря, если главный герой не говорит сам о своей смерти, то вспоминает смерти других. Как-то слишком уж депрессивно и абсолютно беспросветно. Хотя с другой стороны, о чем же еще думать на смертном одре, как не об этом? В общем, эта агония явно на любителя, как и всё творчество Хемингуэя.
-----Недолгое счастье Фрэнсиса Макомбера
После повести "Старик и море" мне больше всего понравился этот рассказ про пару американцев, приехавших на сафари. Было весьма забавно читать диалоги героев и следить за тем, как Фрэнсис Макомбер, испугавшись сначала льва, всё же вошел во вкус охоты. Сам Хемингуэй тоже бывал на сафари, поэтому описывает процесс очень живо, красочно и явно со знанием дела. Пожалуй, даже чересчур живо, ибо мне опять стало жаль бедных животных в агонии. А закончилось уж очень по-хемингуэевски, я бы сказал. Хотя начало было довольно бодрым с долей юмора. И все-таки это не мой автор. Слишком уж часто его рассказы скатываются в некролог.
1154