Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

The Nickel Boys

Колсон Уайтхед

  • Аватар пользователя
    Аноним26 марта 2023 г.

    Мальчишки, чьи жизни не стоят и никеля*

    * Никелем в обиходе часто называют монетку в пять центов.

    Флорида, начало 1960-х годов. Сегрегация ещё действует, но уже появляются общественные движения за гражданские права темнокожих. То там, то тут проводятся демонстрации, а афроамерисканские дети впервые пошли в смешанные школы. Но, к сожалению, отношение белых людей к темнокожим изменить гораздо сложнее, чем законы.

    Эдвуд Кертис, шестандцатилетний афроамериканский подросток, хорошо учится, подрабатывает в магазине и мечтает поступить в колледж. Он заслушивается речами Мартина Лютера Кинга и верит, что когда-нибудь в ресторане отеля, на кухне которого он провел детство, афроамериканцы будут сидеть наравне с белыми людьми. 

    Но по нелепой случайности и из-за предвзятого отношения судьи Элвуда отправляют в исправительную школу-интернат имени Тревора Никеля, где симпатичный фасад кампуса скрывает царящие там ужасающие порядки.

    Конечно, это роман о сегрегации и дискриминации темнокожих, но он не только об этом. Колсон Уйатхед также привлекает внимание к теме физического и психологического насилия над детьми. Жестоким истязаниям в школе Никеля подвергались все мальчики независимо от цвета кожи. Просто в силу столетиями складывающегося уничижительного отношения именно темнокожие оказались в намного более кошмарных и невыносимых условиях. 

    Колсон Уайтхед озвучивает очевидную истину: никакое насилие не может пройти без следа. Оно разрушительно и губительно, и поэтому тем более недопустимо в отношении подрастающего поколения.


    "Порка в Белом доме избороздила шрамами не только ноги Элвуда - а все его существо. Въелась глубоко в его личность, точно жук-паразит в зерно."
    "Она переламывала их до тех пор, пока они не теряли способность жить нормальной жизнью и не уходили на волю окончательно искалеченными."

    Ещё одной темой, затронутой в романе, является процветание коррупции и многочисленные растраты в казённых учреждениях.


    "Гордость администрации, надежный источник средств, ярмарка подтверждала, что идея об исправлении - не только благородная теория, но и работающий инструмент."

    Надзиратели и директор, учредители и попечители забыли о главной цели существования школы. Для них она стала надёжным источником дохода и бесплатной рабочей силы. Зарабатывали буквально на всём: на сбыте продуктов питания и вещей, предназначенных для воспитанников, на продаже товаров, изготовливаемой детьми на территории школы, на использовании строительных материалов в личных целях и даже на ставках в ежегодных соревнованиях по боксу, устраиваемых среди ребят.

    Хочется отметить, что Колсон Уайтхед не смакует бесчеловечное отношение к мальчикам, а тема сексуализированного насилия так и вовсе затрагивается полунамеками. И поэтому несмотря на то, что поднимаемые темы тяжелы, книга не погружает в депрессию. 

    Заканчивается роман и вовсе на оптимистичной ноте. Первое, тот, кто пережил ужасное, может обрести внутренний покой. И второе, мечты о равенсве могут сбываться. Даже если достижение как покоя, так и равенства окажется долгим процессом. 

    Как это часто бывает, реальность ни на капельку не уступает вымыслу. Прототипом школы Никеля послужила школа Артура Дозье для мальчиков, которая вела свою "воспитательную" деятельность с 1900 по 2011 г. Казалось бы, в XXI веке в государственных учреждениях насилия над детьми быть не должно. Тем более такого насилия, которое поставлено на поток и практикуется многими воспитателями с молчаливого невмешательства других. Но оно процветало в школе Дозье все 111 лет вплоть до 2011 года! В голове не укладывается, как сложилась такая преемственность. Многочисленные рассказы мальчиков и их родителей о насилии в школе игнорировались до тех пор, пока не открылись шокирующие и неоспоримые доказательства.

    Надеюсь, эта книга, как и история реальной школы Дозье, привлечёт внимание к насилию над детьми, а люди, рассказывающие свои шокирующие истории и пытающиеся добиться справедливости, будут услышаны. 

    11
    118