Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Madame Bovary

Gustave Flaubert

  • Аватар пользователя
    noiem-brie1 февраля 2014 г.

    Роман о том, что происходит, когда в браке соединяются две совершенно не подходящие друг другу личности: Шарль Бовари, типичный обыватель, не хватающий звёзд с неба, "серая посредственность", впрочем, добрый и наивный человек и Эмма, женщина с романтическим типом сознания, воспитанная на романах о высокой любви, героических подвигах и чудесных приключения, жаждущая воплощения своих идеалов в реальной жизни.

    Ну и что же остаётся делать этой восторженной барышне, не сразу распознавшей, за кого она вышла замуж и куда попала, как теперь реализовывать свои мечты? Пошлая и скучная провинциальная среда, в которой она обитает, подсказывает ей единственное пошлое и скучное решение - искать разнообразия жизни и новых ощущений в отношениях с любовниками. Радость от этих отношений оказывается недолгой и иллюзорной, наша мечтательная дамочка приходит к полному жизненному краху. А если бы её эмоциональность и бурная фантазия нашли какой-нибудь другой выход? Скажем, в творчестве или воспитании детей, да мало ли ещё можно придумать вариантов?

    Впрочем, Эмма совершенно лишена рефлексии и рационального начала: стоит отметить, что по отношению к ней мудрый автор ни разу не употребил слово "думать". Она живёт исключительно чувствами, захватывающими её целиком. Она как трава в поле, которая колышется от каждого ветерка и клонится вслед за ним - куда подул её внутренний "ветер", туда летит и она сама. Возможно, из столь одаренной эмоциями натуры могла бы выйти прекрасная поэтесса или художница, но нет, жизнь свою она подводит к финалу в высшей степени глупому и приземленному.

    А что же Шарль? При всей своей внешней неуклюжести, тупости, лени ("этот мужчина ничему не мог научить, ничего не знал, ничего не желал" - убийственная характеристика!), он, оказывается, тоже способен глубоко чувствовать: он настолько влюблен в Эмму, что эта любовь ослепляет его. Каждое её движение, каждая мелочь в ней кажется ему бесконечно прекрасной (ведь она так удивительно отличается от него!), его всё в ней завораживает и вызывает искреннее любопытство: он бы вечно смотрел, как она играет на рояле или стирает шариком хлебного хлеба штрихи на своем рисунке. Даже после её смерти он остается как бы с призраком Эммы: живет согласно её привычкам, и не испытывает ревности и обиды: "Я на вас не сержусь", - говорит он любовнику своей покойной жены, - "Во всём виновата судьба". Потрясающе, не правда ли?

    Очень люблю этот роман. За беспристрастный стиль автора, за полное отсутствие морализаторства - делайте выводы сами, мой умный читатель!, за прекрасные описания провинцинального городка и домашнего быта, за яркие детали вроде свадебного букета, мелькающего в романе три раза при разных обстоятельствах (букет первой жены Шарля, потом увядший букет Эммы, потом букет, подаренный любовником), за столь контрастные характеры супругов, и всех в этом романе мне искренне жаль.

    8
    18