Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Шантарам

Грегори Дэвид Робертс

  • Аватар пользователя
    Аноним31 января 2014 г.

    Как судьба вела нашего героя, так и меня она сталкивала неумолимо с его произведением. Сначала мне ее советовал друг, потом подруга, даже предлагая в бумажной версии. Потом настал черед игр- “Долгая прогулка”, а потом позабытая в хотелках и в «дайте две». Сложно уже отказаться и не прочитать. Но время неумолимо двигалось, много работы, и вот, когда я думала, что не судьба – двухдневный снегопад оставил меня с планшетом, в котором был «Шантарам» в пробке на 6 часов, предоставив возможность читать даже в транспорте, что обычно не дано, в виду того, что меня укачивает, но машина стояла, не двигаясь ни на 1 сантиметр… прекрасные условия, правда?

    И так. Я выделила для себя прежде всего 3 правила для нормального чтения данного произведения:

    • Забыть, что это автобиография, даже сам Робертс признался, что там есть выдуманные моменты.
    • Забыть фотографию автора (я представляла, кстати, почему-то актера и брата Джулии – Эрика Робертса), с которой меня так активно и неожиданно познакомили на форумах игры.
    • И не читать никаких отзывов и мнений. Там легко словить спойлеры, которые портят впечатления. Даже маленькая известная деталь, перекроет то немногое, что находишь в этой книге (с моей точки зрения, конечно), поэтому я злилась на каждый такой «подарок»

      Насколько я помню из курса психологии, человеческая личность состоит из трех частей: родителя, взрослого и ребенка, в зависимости от пересечений – вырисовывается наш «рисунок» характера.


    Вот и данную книгу во мне оценивало, как бы три аспекта. Наверное, поэтому и оценить ее было столь сложно однозначно.

    «Родитель»…о, он был в ужасе. Такая хваленная и много раз переписанная первая глава… И уже настраивает против себя: миллион повторений одних и тех же фактов, повторений слов, практически через каждую страницу, ну, может, читатель склеротик? Про тавтологии молчу. В одном и том же длинном предложении, ничуть не смущаясь, можно встретить одно и то же слово по три раза к ряду. Кстати, о словах. Пожалуй, в этом слово «любовь» убило все показатели других «представителей словаря», похоже, наш герой ее испытывал ко всем. Может я цинична, но когда кидаются этим чувством, этим признанием, складывается впечатление пустышки, привычки и фальши. Впрочем , последней текст просто изобилует. Поначалу, складывалось впечатление, что ей пронизано каждое слово, хотелось просто физически сбить эту спесь Лина, хотелось спросить автора: "Не подпирает ли потолок его корона?". Потом же привыкаешь, окунувшись в краски жизни Индии, постепенно «родитель» оттаивал…

    И тут на арену выходит мафия. Сначала меня их философские диспуты ввергали в сон, хотелось, чтобы они поскорей закончили, возникало острое желание их поторопить.

    Но неожиданно, к радости «взрослого» вырисовывается интересная теория от Хана. Она красива: усложнение вселенной, интересно вплетен Бог и наука. Пожалуй, это была первая и единственная мысль, которую мне захотелось запомнить (но можно было не переживать, Робертс по-прежнему считает читателей даунами, и повторяет для особо одаренных ее).

    И тут постигает разочарование, своей выгодной двусмысленностью Кадер ее растирает в пыль. Насколько можно быть таким merde? Да, мы все двуличны. Но такой подход просто убивает. Да, он не занимается проституцией и наркотиками, а убийства ведут к обратному и вредному процессу. Но помогая отмывать деньги тиранам, воюя за власть, они совсем не марают руки, они просто ускорители усложнения. Хотя и сам герой - просто кладезь противоречий. Даже в мелочах, то у него одна рубашка, причем повторов этому несколько, то он сразу переодевается в какую-то новую..

    Грэгори поет песни любви к Кадеру, к его мудрости, стараясь показать, как он умен, добродетелен и мудр. Но мне вырисовывался лишь картонный фанатик, который был изгнан, и пытался не повторить своих ошибок, да у него была сложная юность и не простая жизнь. Но это не повод считать других глупей себя. Больше всего раздражал момент, когда на ответ Лина, почему нельзя убивать, старик пафосно замечает, что любой дал бы точно такой же ответ: «Нельзя , и все». Только лишь он один раскрыл то всем глаза, поделившись мудростью душевной…
    Как итог, я наверное, какая-то неправильная, но мне не хотелось растащить эту книгу на цитаты, даже одной не нашла для себя.

    От мудрости можно перейти к любви, и тут наш любимый автор просто даст прикурить всем озабоченным дамочкам, которые ваяют пошлые романчики: налеплены настолько банальные фразы, усложнённые убогими эпитетами, что хочется просто ржать с моментов в Гоа и под ливнем, попеременно захлебываясь розовой…ну вы поняли. Объект любви картонен, стервозен, содержит много восхищения и описаний, а на деле пустота.

    Кстати, персонажей очень много, есть и те, кто нравятся. Индийцев, жителей трущоб, надо отдать должное, выставили очень приятными персонажами, они восхитили меня и захватили. Среди обитателей «Леопольда» тоже есть яркие личности. Но тут назревает небольшая проблема, когда книгу перемножают таким огромным числом персонажей, и когда их не используют однократно, надо суметь их так обрисовать, чтобы не надо было судорожно вспоминать и путаться. Например, в том же «V.»все персонажи, которых было в изобилии, всплывали в памяти, по мгновению ока.

    Перечислять можно сколько угодно недостатков, их, пожалуй, могло хватить на второй «Шантарам» от меня.
    Но тут в ход вступает «взрослый». И его увлекает такой взгляд на Индию. Да я не хочу в эту страну, я не смогу ей подчиниться, уступить. Я буду, как те канадцы в гостинице, в самом начале, видеть грязь, трущобы, уродство, несправедливость, не смогу увидеть, что смог лицезреть автор в той душе страны. И если закрыть глаза на само восхищение, то мне понравились некоторые моменты, где он сталкивается и живет индийской культурой, пусть и коряво, но сюжет увлек постепенно.

    Что же касается "ребенка"? Он просто ужасался тому, что творится в этой части Азии, его тошнило от постоянного курения гашиша, от сущности наркомана в герое. И для него это навсегда останется просто слабостью, и будет вызывать презрение, что не дает автору дополнительных баллов. Тюрьма с ее садистами, злобой - тоже не самое приятное. С другой стороны, я и не хотела сладкую сказочку, так что закрыла на это глаза. Мне было интересно посмотреть чужими глазами и на Афганистан, пожалуй, все моменты с русскими и про них я читала внимательней всего. Благо, не американец писал.
    Кстати, данная страна открыла для меня и еще один аспект – садиста. Ооо, как я наслаждалась, как раскрывались там карты перед героем, как рушились его карточные домики, как снимались вуали с тех, кому он кричал, что любит. Я получала просто неимоверное наслаждение, тем более, что об очень многом догадалась в отличие от него, но чужими глазами мы всегда тупы, зато когда дело касается своей жизни, тут проступают вопросы.
    Удивлена, что он не догадался и про то, кто подстроил арест.

    Как итог, я ставлю нейтральную оценку, все-таки книга собрала очень много в себе, может, плохого и было больше, но общая канва сюжета мне понравилась. Но не читайте эту книгу на скорость, это еще больше озлобляет в отношении всех ее минусов-нюансов, на которые тратишь драгоценные минуты и секунды.

    12
    76