Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Тридцатилетняя женщина

Оноре де Бальзак

  • Аватар пользователя
    Sivierre20 марта 2023 г.

    Этот роман мне в итоге не понравился и, пожалуй, совершенно обоснованно. В утешение коллегам по перу не могу не сказать, что даже у мировых классиков подчас попадается откровенная халтура. Что помешало Бальзаку довести роман до ума (о чем он сам и сокрушался несмотря на то, что работал над ним десять лет) – горящие сроки или потребность в деньгах – мне неизвестно.

    Начинается книга хорошо и первые две-три главы не вызывают никаких подозрений. Герои отлично прорисованы, уже намечены пути развития событий и персонажей, а потом все комкается и только лишь последняя глава завершает некоторые моменты, обозначенные в самом начале, из-за чего четвертая и пятая глава кажутся чужеродной заглушкой, скрывающей огромные ненаписанные куски основного текста.
    Подробнее о сюжете: некая Жюли выходит замуж за некоего д’Эглемона, ослепленная собственными иллюзиями. Ее муж оказывается человеком пустым и недалеким, и главная героиня, как и предсказывал ее отец, в итоге несчастлива в браке и после рождения дочери (Елены) страдает чем-то, подозрительно похожим на известную нам депрессию. Давно влюбленный в нее доктор-англичанин берется ухаживать за Жюли и лечить ее, но их отношения остаются исключительно платоническими, несмотря на соблазны. От близости с мужем героиня, кстати, тоже отказывается, мотивируя это тем, что не хочет принадлежать никому.
    А я-то надеялась на хороший роман об адюльтере, пусть даже со значительной долей морализаторства!
    В итоге, когда пара все же решается преступить черту, возвращается муж Жюли, несостоявшийся любовник прячется на балконе в холодную ночь, чтобы не скомпрометировать свою любовницу, вследствие чего умирает. Хотя честно признаюсь, если бы все персонажи вели себя чуть адекватнее и просто друг с другом поговорили, такой трагикомической ситуации бы не получилось. Ну да ладно, у автора на это были свои виды.

    Жюли уезжает печалиться в собственный замок, где священник, надеявшийся ее «спасти», отмечает, что все ее страдания имеют эгоистическую природу, а потому маркиза д’Эглемон неизменно падет. Однако ее падение если и случилось, то четко обозначено не было. Да, вроде как были у нее какие-то тайны, о которых подозревала ее законнорожденная дочь, был любовник – юный дипломат де Ванденес, был вроде и еще какой-то внебрачный, судя по всему, мальчик, которого Жюли любила больше, чем Елену… Но потом все становится каким-то очень неясным.

    В одной из глав, которая жанрово выбивается и напоминает что-то сугубо романтическое, а возможно, даже шиллеровское, Жюли уже сидит в гостиной с мужем, окруженная какими-то новыми детьми, о которых прежде не упоминалось и которые подозрительно белокуры. Изменилось ли что-то в отношениях между супругами или это все дети, прижитые от любовника – мы не знаем. Известно лишь, что третья и четвертая глава – это чуть измененные раннее публиковавшиеся отдельно рассказы (как, собственно, и весь роман), что и объясняет их чуждость основному повествованию. Эти главы вызывали у меня искреннее удивление и раздражение, да и из-за всего этого впечатления от книги остались неудовлетворительными.

    P.S. Отдельное недовольство хочется выразить издательству Эксмо за ужасное качество этой книги из серии pocket book. Ее неприятно читать и неудобно держать в руках: переплет ломается, на полях сэкономили, текст местами пропечатан очень плохо, довольно много мелких опечаток, скверное качество бумаги. Приятно, конечно, видеть на обложке портрет работы Поля Эллё, пусть даже изображенная на нем дама относится к эпохе, наступившей на полвека позже событий романа, но остальных недостатков это не компенсирует.

    10
    692