Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Шантарам

Грегори Дэвид Робертс

  • Аватар пользователя
    Аноним30 января 2014 г.

    Как обычно у меня, осторожно, спойлеры!

    Ну, что, начнем-с, пожалуй! И так как глумиться над внешностью автора уже не мейнстрим, то перейдем непосредственно к произведению. Жаль, нельзя добавить сюда музыку, а то б я настроила вас на мыльно-индийскую волну со злым махараджем, красивыми невестами в ярких сари и коллективными танцами. Танцы – это обязательно! Это ведь Индия! Итак, протанцуем по «Шантараму»?

    Австралийский наркоман, совершавший вооруженные ограбления, осужден на 19 лет. Но, выдержав лишь два года тюремных побоев и помоев, он «дал деру». И рванул прямиком в Бомбей. Ну, не совсем прямиком, конечно, но не суть. По прибытии он знакомится с индийским гидом, начинает учить хинди, осматривать город, деревню (или как там они ее в Индии называют?) и трущобы. А так как наш герой очень умен, красив, статен, обаятелен, справедлив, верен, благороден и …(дальше продолжите со словарем или со своим богатым словарным запасом), то вскоре он говорит не только на хинди, но и на маратхи. Видимо, решив искупить грехи свои добрым делом и неким подобием аскетизма, поселяется в трущобах (ну, об этом индийском явлении все знают; если нет – см. «Миллионер из трущоб», чит. «В тени вечной красоты» К.Бу). Начинает лечить местных, не имея медицинского образования. Но мы ведь помним, что наш герой находчив, отважен, рассудителен, эрудирован (что делать дальше со словарем, вы помните), то он просто спасает жителей трущобы, не имеющих возможности обращаться в больницы. А дальше, дабы не приближаться к размеру книги пересказом, сократим: влюбляется, знакомится с местной мафией, вступает в их круги, снова «наркоманит» и т.д. Кровь-любовь, слезы-розы-морозы и все по стандарту. К чему мы пританцовываем в завершении?

    Если бы обложка книги с закатом (или рассветом) у Тадж-Махала не сулила колоритную индийскую историю со вкусом карри и корицы, то разочарование не было бы столь сильным. Если бы автор меньше занимался самолюбованием, а также меньше давал советов и подробностей драк, убийств людей и методов выживания в тюрьмах – книга только бы выиграла. То, что в произведении довольно-таки много рассуждений на всякие отвлеченные темы (в том числе подобные этой: есть ли свет Бог или это инструмент Бога) – должно придавать философскую ценность книге. Но вот, к сожалению, вся эта метафизическая составляющая выглядит, как дилетантские попытки поднять литературную ценность хотя бы за счет подобных диалогов, если уж сюжет не «зацепит». Я, конечно, преклоняюсь перед силой воли и настойчивостью человека, который после двух уничтоженных 600-страничных черновиков, все-таки написал чистовик размером в 800 с лишним, но уж лучше б он на 600 остановился, ибо до середины роман читается куда интереснее, чем перевалив за нее.

    Мой вердикт: Колычев с привкусом Олега Роя!

    10
    71