Рецензия на книгу
Дом кошки, играющей в мяч
Оноре де Бальзак
Аноним17 марта 2023 г.Повесть, открывающая цикл Оноре де Бальзака о человеческих страстях и пороках. Повесть крайне печальная, лишний раз иллюстрирующая несостоятельность неравных браков. Особенно, если как минимум с одной стороны нет любви.
Кстати, не могу не провести параллели с прочитанной на днях «Каруселью» Моэма - в части положения и поведения несчастных жен. На первый взгляд, ситуации очень схожие: для обеих девиц замужество было очень завидным, сулящим определенные перспективы. Дженни Буш ожидала от своего мужа-джентльмена безбедной жизни, Августина Гильом - разделить славу талантливого человека, ну и подняться на ступеньку повыше в светской иерархии. Да, обе девушки были влюблены в своих избранников, совсем уж о браке по расчету никто не говорит. Но насколько по-разному приходили они к осознанию несостоятельности своих брачных союзов!
Причём, Дженни прекрасно все понимала задолго до того, как их с Бэзилом связали узы Гименея. Она отдавала себе отчет в том, что совершенно не ровня Бэзилу, что это чревато определенными сложностями. Но Бэзил был слишком порядочен, чтобы открыто сказать: «Детка, я понимаю, что ты попала в жёсткий переплет, но прости, у нас просто не может быть адекватного будущего». А сама она слишком хотела выйти замуж за джентльмена, чтобы задуматься, а что она будет делать с этим джентльменом по прошествии года, двух, трех, когда прелесть новизны их отношений погаснет окончательно.
Августину же Теодор Сомервье взял буквально приступом, очаровавшись как художник ее юной красотой и свежестью. Плюс Августина Гильом была невестой далеко не бедной и неравенство в образовании, воспитании и восприятии жизни до поры не казалось ей тем, что может помешать ее семейному счастью. Впрочем, как и охваченному страстью художнику - он тоже не особо задумывался над тем, что юная невеста способна только любить его, но не способна в полной мере понять нужд человека творческого, не способна держать его в состоянии постоянной борьбы и поиска. Не способна блистать в свете наравне с кокетками, впитавшими умение разбивать мужские сердца и постоянно держать своих поклонников в тонусе с молоком матери.
И как по-разному реагируют и действуют женщины в момент кризиса, когда окончательно понимают, что их семейная жизнь висит на волоске! Дженни делает все, чтобы ещё больше увеличить пропасть между собой и мужем, ей даже в голову не приходит научиться чему-то, проникнуться тем, чем живет Бэзил. Августа пытается - читает, учится, но… не в ее силах и возможностях сделать из себя блестящую светскую красотку, которая могла бы поддерживать непроходящий интерес своего тонко душевно организованного мужа. Воспитание и успевший закоснеть в буржуазных предрассудках мозг уже сделали свое дело, сформировали характер и мировоззрения этой женщины, которая могла бы стать прекрасной женой какому-нибудь Жозефу Леба, но не Теодору де Сомервье.
Финал этих безрадостных судеб одинаков - закономерно трагичен. Только вот к Августине почему-то испытываешь большее сочувствие…
А Бальзак великолепен в своей попытке объяснить поведение неверного художника. Ну и, конечно, в том, как он в очередной раз описал равнодушие высшего света к тем, кто не имеет достаточно острых зубов и коготков и не умеет использовать сильные стороны своей натуры, чтобы играть на слабостях других людей.16379