Рецензия на книгу
Шантарам
Грегори Дэвид Робертс
Аноним29 января 2014 г.Существует правило пятидесяти страниц. Правило это, как всем известно, гласит: если первые полсотни страниц книги тебя не заинтересовали - бросай ее (можно расценивать и в прямом смысле). Правило это настолько простое и гениальное, что работает для книг абсолютно любого размера. И не стоит оправдывать скучные первые пять десятков страниц "кирпича" тем, что это "кирпич". Когда вы доживете до середины книги и убедитесь в ее никчемности, бросить ее будет сложнее. Собственно, к чему я это пишу...
"Шантарам" стал для меня книгой исключительной. Последние пару лет я упорно не находила книг, которые можно "бросить". Потом пришло время монументального романа Робертса. Обстоятельства и совесть не позволяли мне его дропнуть, но впервые очень хотелось. Прочтя двести страниц, я все еще не находила в книге ни смысла, ни сюжета (не появились они и в дальнейшем). А иные в двести страниц укладывают целую жизнь, описанную сочным, ярким и насыщенным языком. К середине книги у моего организма выработались некоторые рефлексы: стоило мне взяться за книгу, как голова начинала раскалываться.
Автор создает свою Вселенную. Я не много знаю об Индии, но рискну предположить, что описанное в книге - полустертые воспоминания, перемешанные с выдумкой и желаниями Робертса (сам автор заявляет, что книга не автобиографична).
Индия, нарисованная в книге, фантастична, люди здесь ведут себя, зачастую, гиперболизированно. Некоторые из них изъясняются исключительно афоризмами, другие же, наоборот, выражаются совсем примитивно (особенно этим грешат отрицательные персонажи) . В добавок к заново воссозданной стране, автор преподносит нам новый способ написания книг. Робертс постоянно описывает окружение своего героя. Описания, в идеале, растягиваются на полстраницы. Изображения героев местами походят на выдержки из угловатых фанфиков. Более того, автор умудряется делать нечто, от чего мои глаза кровоточат - сочетать простые-бессмысленные фразочки с высокой лексикой:
— О боже! О блин! — простонала она. Отчаяние исказило ее красивое лицо. Она стала быстро мотать головой из стороны в сторону, словно пытаясь помешать неприятной мысли укорениться в ней.
И так на протяжении тысячи страниц.Когда автор излишествует, обычно пишут: "Если убрать все лишнее, то книга будет даже ничего". Но с "Шантарамом" все настолько плохо, что опусти обильные описания (которые составляют добрую половину книги) и высокую лексику - вообще ничего не останется. Даже хуже - вылезут прочие несовершенства книги, которые ранее меркли на фоне блистательного языка романа. Здесь и общая бессмысленность книги (даже в нон-фикшн книгах обычно есть некая ведущая нить, что уж говорить о худлитре), и то, что автор не умеет работать с таким сонмом персонажей: они появляются, только когда нужны, а все остальное время будто и вовсе не существуют, и главный герой о них не вспоминает. Поразительно, но этот "недостаток" распространяется даже на такого, казалось бы, очень важного персонажа, как Карла - любовь всей жизни главного героя и первая красотка книги.
Несомненно, роман имеет и плюсы. Население Индии Робертса - дружелюбное и сплоченное. Комичные ситуации из их жизни заставляют улыбнуться. От их мастерского умения любить на душе теплеет. Ну и все.
Популярность и высокая оценка романа объяснима разве что очень хорошим промоушеном. Даже в самой книге несколько страниц приходится на исключительно положительные отзывы от умных и образованных людей. Описание ее завораживает, а на обложке умудрились уместиться слова про неимоверную гениальность сего произведения.
1599