Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Космическая трилогия

Клайв С. Льюис

  • Аватар пользователя
    Аноним13 марта 2023 г.

    Теплый космос, холодная Земля

    Все части этой трилогии тесно связаны и продолжают сюжеты друг друга. Но при этом каждую из них можно читать отдельно от остальных, и поговорить я тоже хочу о каждой части отдельно.

    "За пределы безмолвной планеты"

    "Шкурка" у этой истории вполне себе научно-фантастическая: гениальный ученый (но далеко не плейбой и не филантроп) и типичный конквистадор, ищущий у кого бы чего ценного отобрать уже не на своей планете, а за ее пределами, летят на Марс. А с ними - похищенный профессор филологии, в качестве жертвы злым инопланетянам, которые без жертвы не хотят вести дела с земными гастролерами.
    Но стоит кораблю приземлиться, и эта "шкурка" облезает, а под ней оказывается нечто неожиданное. Это и филологический роман с изучением инопланетного языка; и столкновение земных лукавых обычаев с идиллическим бытом местного населения, чем-то напоминающее визит Гулливера к гуингнгнмам; и альбом воображаемых акварелей на тему марсианской природы, каждая из которых так хороша, что я с удовольствием повесила бы ее на стену и любовалась по утрам.
    Ну а еще это история про туда и обратно. Не зря же Льюис и Толкин дружили.

    "Переландра"

    Эта часть трилогии стала моей любимой. Кстати, сам автор признавался, что и для него она особенно дорога.
    Плавучий Эдем под золотым небом Венеры написан такими чистыми, яркими, теплыми, прозрачными красками, что хочется оставаться там как можно дольше. И даже если бы сюжета совсем никакого не было, это можно было бы читать просто ради того, чтобы понежится в этом незамутненном радостном бытии.
    Но сюжет и интрига тут тоже есть.
    Устоит ли новая Ева перед новым искусителем? Сможет ли ей помочь обычный немолодой филолог? Или он совсем не готов к этому сражению и может сделать только хуже?
    Надо сказать, что зло в этой истории столь же объемно и ярко, как и добро. Изобразить сумеречное, распадающееся и расползающееся на глазах сознание вышло у Льюиса настолько тошнотворно-достоверно, что у него имело бы смысл поучиться многим авторам ужасов и психологических триллеров.

    "Мерзейшая мощь".
    Эта часть далась мне тяжелее двух предыдущих, потому что свет в ней не разливается привольно по акварельным инопланетным пейзажам, а прячется до срока, ждет и обороняется среди ухоженных грядок и послушных животных.
    Зато вот та самая, вынесенная в заглавие "мерзейшая мощь" представлена очень достоверно, во всей "красе" своих потных ладошек, плесневых мыслишек, дряблых похотей... Да по сравнению с местной компанией "бесы" Достоевского кажутся почти милашками-обаяшками!
    Одна из сцен ближе к финалу показалась мне на удивление булгаковской своей мясистой кабарешностью, без каких-либо заметных швов и стыков перетекающей в кошмар и возмездие.
    Вообще, Льюис мастерски смешивает жанры и стили. В его историях, как лев и ягненок в райском саду, мирно уживаются фарс и мистерия, философский трактат и хоррор, христианство и фантастика, торжественность и уют.
    Льюис нравоучителен, что, пожалуй, может понравиться не всем. Но еще он чуткий художник, незаурядный мыслитель, мастер саспенса и прекрасный стилист. Мне с его "Космической трилогией" было очень хорошо.
    А в плавучие рощи "Переландры" я готова вернуться вот прямо сейчас.

    5
    209