Рецензия на книгу
Братья Карамазовы
Фёдор Достоевский
Аноним12 марта 2023 г.Любовь такое бесценное сокровище, что на нее весь мир купить можешь»
Федор Михайлович Достоевский «Братья Карамазовы»
И первым отзывом, которым я хотела бы с вами поделиться, будет отзыв на роман Федора Михайловича Достоевского «Братья Карамазовы». Последний, великий, лучший и, пожалуй, мой самый любимый у писателя на данный момент. Это самый «достоевский» роман Достоевского, такой своеобразный magnum opus, в котором автор подводит итог своему творчеству, собирая в нем воедино все свои лучшие идеи, мысли и подкрепляя это слогом, от которого просто невозможно оторваться. В процессе чтения мне ни разу не захотелось бросить книгу или зевнуть от скуки. С первых строк слог Федора Михайловича захватил меня и не отпускал до самого конца. Я даже негодовала, что чтение приходилось прерывать на работу и сон (разве такое мыслимо!?).
Кратко о сюжете. Главная сюжетная линия развивается вокруг семейства (или семейки) Карамазовых – отца Федора Павловича и его троих детей: Дмитрия, Ивана, Алексея и четвертого незаконнорожденного Павла Смердякова. Отец, что конечно громко сказано, тот еще мерзкий тип. Бросил своих детей еще в раннем детстве, воспитанием их вообще не занимался, а только кутил, развратничал и жил в свое удовольствие. Воспитанием же детей занимались их ближние и дальние родственники. Стоит отметить, что каждый из детей вышел по-своему уникальным: Дмитрий пошел в отца – кутит, пьет, играет и тратит деньги, которых нет. Иван – ученый, можно даже сказать мыслитель и даже атеист и Алексей – верующий, готовиться в монахи, такой образ «ангела». Смердяков же – самовлюбленный, расчетливый, злой. Согласно многим литературоведам, эти три сына – это образы самого Федора Михайловича в различные периоды его жизни. Видимо, по этой причине за персонажами и их мыслями так интересно наблюдать, они не кажутся фальшивыми, искусственными и слишком уж книжными. И вот уже повзрослев, все трое (потому что Смердяков живет в доме Карамазова-старшего в качестве лакея-повара) возвращаются в отчий дом. Тут у нас и начинается завязка (угрозы убить), развязка (убийство отца) и соответствующий финал (суд и наказание). И это тот самый случай, когда ты одновременно и знаешь кто убийца, и понятия не имеешь кто же на самом деле убил.
Я уже говорила, что авторский слог захватывает с первых строк. Так вот, почему же это происходит? А все дело в том, что Достоевский не говорит прямо, что нас ожидает именно убийство на такой-то странице, а убийца вот он прямо перед вами. Он делает это все намеками на что-то ужасное, таким образом подготавливая читателя к чему-то грандиозному. Как? Юмором (да, в некоторых моментах я смеялась во весь голос), косвенными намеками в действиях и речи других героев, метафорами. Ну и конечно куда же без психологии. Чего только стоит разговор с чертом, что, по-моему мнению, скорее всего совесть ну или же просто внутренний диалог с самим собой, который под действием горячки обернулся встречей со сверхъестественными силами. Ну и мое самое любимое – речи прокурора и защитника, что является верхом психологического анализа человека в целом и преступника в частности.
Внимание! Здесь могут быть спойлеры касательно финала. То, как Федор Михайлович буквально с самого начала делает всяческие намеки на предстоящее убийство отца Дмитрием и тем самым даже заставляет в это поверить в сцене в саду, достойно уважения. Хотя, в тоже время, намеки на его невиновность тоже присутствовали. Смердяков же оказался слишком смелым для преступления (и расчетливым одновременно), но видимо его трусливая и эгоистичная натура дала о себе знать в полной мере, вот он закончил самоубийством. На мой же взгляд, в преступлении в какой-то степени повинен каждый. Кто-то убил, кто-то вдохновил, а кто-то знал или догадывался, но решил бездействовать.
Подводя итог, хочется сказать, что «Братья Карамазовы» чем-то напоминают полотно импрессионистов. Подойдя слишком близком (только в самом начале романа) ты видишь кучу беспорядочных мазков (многообразие персонажей, множество намеков) и вообще не понимаешь, что тут происходит. Но стоит отойти чуть подальше (продвигаясь строчка за сточкой за автором) перед тобой предстает полотно в духе Ван Гога или Моне. Все многообразие и буйство красок сливается воедино, и ты уже наслаждаешься настоящим шедевром, который еще надолго останется в твоем сердце и который ты точно будешь перечитывать.
Не зря же «Братья Карамазовы» так популярны и за пределами литературного мира – существует множество театральных постановок, многочисленные экранизации (как российские ( фильм 1968 года и сериал 2009), так и зарубежные), балет и даже рок-опера.
«… Красота есть не только страшная, но и таинственная вещь. Тут дьявол с богом борется, а поле битвы – сердце людей.»
Содержит спойлеры13541