Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Ноктуарий. Театр гротеска

Томас Лиготти

  • Аватар пользователя
    Аноним12 марта 2023 г.

    Вэйрд Лиготти, или странная абракадабра

    Существование состоит из небывальщины, за пределами которой не существовало ничего, кроме еще большей абракадабры, окончательной, высшей абракадабры высшего подряка. (С)

    Под одной обложкой объединены, почему-то два абсолютно диаметральных по времени сборника рассказов Лиготти за 1994 "Ноктуарий" и за 2006 год "Teatro Grottesco". Первый сборник совсем не отложился в голове. Попросите меня рассказать, о чем он был - не смогу ответить. За очень редкими исключениями: мне запомнились "Ангел миссис Ринальди" и ... И всё. Только один рассказ. А вот второй порадовал, благодаря ему я даже добавила балл оценки. Театр гротеска интереснее, объемнее и понятнее, чем весь предыдущий экзистенциальный бред. Вот здесь уже можно выделить несколько захватывающих и даже отчасти пугающих рассказов: "Чистота", "Шут-марионетка", "Наш временный управляющий" (самый страшный рассказ),"Бензозаправочные станции", "Дом с верандой"ак по мне, самый крутой из всех!).

    Это мое первое знакомство с Томасом Лиготти. Пока что не могу понять для себя - буду ли его продолжать. О нем почему-то хвалебно отзываются критики, но меня он не зацепил. Чувствуется влияние Лавкрафта, в чем-то можно увидеть отголоски Кафки и Стивена Кинга. Театр гротеска многими рассказами смахивает на "Кабинет редкостей Гильермо дель Торо" (фраза "экспонаты выдуманного музея" навеяла название данного сериала, интересно, случайно ли есть сходство?). А в одном из рассказов я увидела схожие черты с "Домом листьев" Данилевского. Это всё хорошо, однако же пишет Лиготти в жанре странной прозы - о чем самолично поясняет нам в предисловии к сборнику. Он погружает нас в тревожное и нигилистичное состояние, заставляя сомневаться в себе и в окружающей реальности, стирая все существующие грани, удерживающие наше сознание. Всё у него в серых тонах, пессимистичное, какое-то фантасмагоричное, непонятное и чересчур погруженное в различные аспекты религии, философии и психологии. Единственное, почему Лиготти в принципе можно осилить - короткая форма его творчества - а именно рассказы и только рассказы - порой даже лишь в одну страницу. Мне думается, что людям с тревожными расстройствами личности и в состоянии депрессии Лиготти лучше не читать.

    Что мне особенно не понравилось: странная проза является поджанром хоррора, однако же рассказы Лиготти не пугают. Мужчина, превратившийся в паука? Голова на ножках, кричащая как младенец? Так пугали читателей во времена Лавкрафта или Эдгара Аллана По. Кого сейчас этим можно напугать, как и летающими перечницами из Доктора Кто? (ужасные далеки!). Возможно, в виду моего непринятия первого сборника и его непонимания от слова совсем - меня все эти истории и не напугали. Я часто ловила себя на том, что метафизические образы и пространные философские рассуждения только вгоняют в скуку и сон, я не догоняю о чем этот болезненный поток мыслей и из головы мгновенно стирается все прочитанное. За это большущий минус - из разряда ожидание и реальность. И всё же хочу добавить, что философские и психологическое вещи читать я очень люблю, Лиготти скорее всего просто не мой автор.

    По итогу сборники оставили ощущение разочарования, желания рефлексировать на тему " в чем смысл жизни и есть ли он вообще", и гуглить "что такое Тсалал". Для расширения кругозора и ознакомления с автором и поджраном "вейрд прозы" - прочитать можно. Будьте готовы либо ничего не понять, либо загрузиться настолько, что вам понадобиться перезагрузка сознания. Я нахожусь где-то на развилке.


    14
    420