Рецензия на книгу
The Goldfinch
Donna Tartt
WinterSun9 марта 2023 г.Я была где-то в стороне, когда этот роман загромыхал как трамвай. На него ссылались книжные блогеры, по нему сняли кино, а я была занята чем-то ещё. Но всё же успела понять, что это необычная книга - хотя бы по тому, что в книжных магазинах «Щегол» неизменно красовался на видном месте. Месяц за месяцем, а потом и год за годом. И вот я наконец-то решила, что пора с ним ознакомиться.
...Давно меня так не придавливало книгой. Ходят же по интернету списочки типа «Книги, после которых сложно начать читать другую» - они должны начинаться с «Щегла». Ещё часа три после того, как я закончила, я ходила из угла в угол и вздыхала. Даже с «Обладать» А. Байетт было не совсем так. Это прекрасная книга, но всё же в ней нет иммерсивности. Когда откладываешь «Обладать», нет ощущения, что вынырнул откуда-то из глубины. А в «Щегле» есть.
Казалось бы, что тут удивительного? Фабула-то классическая, которая использована даже в «Омоне Ра» нашего Пелевина. Он её изложил так:
«Это история взросления юного человека в жутком и непонятном мире, постепенно открывающем свои тайны, — универсальная метафора, касающаяся любого из нас. независимо от того транспортного средства, в котором мы совершаем свой вынужденный, геройский и обречённый автопробег по Реальности».В этот раз в жутком и непонятном мире взрослеет Теодор Декер, который теряет любимую мать в теракте, а далее его носит по жизни как щепку по океану, и единственное, за что он может уцепиться - это картина. Картина голландского художника, которую Тео как-то случайно уволок из музея. У книги, кстати, открытый финал, как и в «Омоне Ра».
И всё же «Щегол» необычен. Давайте попробуем разобраться, в чем секрет Донны Тарт.
Персонажи. В целом, как и фабула, это типы вполне знакомые. Главный герой, который всем хорош, но которому ещё предстоит многое перенести и многое выучить. Трикстер, от которого целая куча проблем, но без которого мучительно скучно. Возлюбленная. Светская пустышка. Добряк, который учит, направляет и заботится. Есть даже задрот. Но как эти персонажи написаны! Яркими, элегантными, точными мазками, которые оживляют их, вдыхают в них души.
«...По мере чтения герои представали в новом свете. Они изменялись буквально на глазах. Это были уже не раскрашенные куклы из моих детских книжек с картинками, механически выполняющие предписанные сюжетом действия. Это были люди». Диана Сеттерфильд, «Тринадцатая сказка».Каким же образом Донна Тарт добилась того, что Тео хочется обнять крепко-крепко и не отпускать, с Борисом держать ухо востро, но от того не менее любить, Пиппой любоваться, Энди вытащить из воды, а Хоби сделать своим дядей? Вероятно, дело в языке.
Язык у Донны Тарт богатый, утонченный, и каждый раз она умудряется подобрать столь точные слова, которые зернами падают в сознание и прорастают ошеломляюще яркой картинкой. Вот примерно одна шестидесятая из количества удачных мест, что я отметила:
«Мне было знакомо это оцепенение - так уходит в себя дом, когда кто-то умирает».
«...для меня весна в Нью-Йорке была навеки отравлена, пробивалось вместе с нарциссами сезонное эхо маминой смерти».«
Должен же быть какой-то способ мне к ней приблизиться, схватить её за руку, утащить обратно, в тот миг».Ещё у книги отличное строение сюжета. Очень точно соблюдена схема - завязка/развитие/кульминация со стрельбой/развязка. Развитие тоже имеет ритм - стресс/покой/стресс/покой. Ближе к кульминации периодов покоя становится значительно меньше, чем периодов стресса, и это тоже закономерно. Я поражена, как Донна Тарт смогла так всё выстроить в огромном труде.
Темы. Они вечные и болезненные. Терроризм. Горе. Дружба. Сила искусства. Из тех, насчет которых всегда есть, что сказать, и Донна Тарт говорит. Степенно и подробно.
А ещё яркие детали - например, пёсик. В качестве завершающего штриха.
Есть ли в книге хоть какие-то минусы? Ну, если уж сильно-сильно придираться... последние десять страниц показались слегка затянутым, хотя и, конечно, содержательным эссе. Но это дело во мне. Я приступала с ужасом и восторгом к окончанию книги, и мои ожидания просто оказались ошибочными. Это бывает, и Донна Тарт тут ни при чем.
В общем, я считают, что «Щегла» можно перчитывать всю жизнь. Как можно всю жизнь рассматривать пять-шесть одних и тех же картин.
151,5K