Рецензия на книгу
Ярмарка тщеславия
Уильям Теккерей
Аноним25 января 2014 г.Первый, кто не спрашивая разрешения пришёл в голову — Салтыков-Щедрин. Со своими господами Головлёвыми, с городом Глуповым, и со сказочными салтыковскими персонажами. И тут же рядом, соразмерное с Михаилом Евграфовичем, всплыло имя несравненного Николая Васильевича Гоголя — с приездом ревизора и с до сих пор бессмертными мёртвыми душами. И Салтыков-Щедрин и Гоголь, как мне кажется, прежде всего характерны и известны тем, что создали яркие типажи, сочные и точные характеры типичных представителей не только своего времени, но, что гораздо более ценно, выделили, выразили и задокументировали для потомков во многих будущих поколениях типажи, свойственные человечеству вообще — может быть, в бОльшей степени типичные для русского народа, но, уверен, что эта типичность их героев имеет гораздо более широкий ареал, нежели Россия. Все эти Ноздревы и Собакевичи, Маниловы и Коробочки, Чичиковы и Хлестаковы, Иудушки и премудрые пескари — все эти морды, рожи, физиономии, личины и маски и посейчас наполняют и Россию, и мир вообще...
Соответственно нечто похожее можно отметить и у Уильяма Теккерея в его Ярмарке Тщеславия. Потому что в этой книге практически все персонажи обладают столь сильно выраженными, и столь рельефно прорисованными характерологическими и типологическими особенностями, что при самой незначительной экстраполяции получаешь красочную картину типичного и классического английского народонаселения первой четверти XIX столетия. А иногда и вообще кажется, что героями книги являются не люди, а их слабости, пороки и грехи: чванство, ханжество, лицемерие, злоба, равнодушие, жадность, предательство, подлость, меркантильность, трусость, ложь, расчётливость... список растёт и ширится и никак не заполнится до конца...
Далее следуют разные рассуждения, скучные и необязательные ...
Другой особенностью этого романа является то, что его смело можно рекомендовать студентам психфаков разных современных ВУЗов для изучения разнообразных стилей и моделей поведения лиц обоих полов и разных возрастов. Тут вам и яркий представитель манипулятивной модели управления и выстраивания взаимоотношений, мастер лицемерия и притворства (ах! эта чУдная Ребекка!); тут же романтично-восторженная, инфантильная инженю (милая? Эмилия); и насквозь благородный, но одновременно и не очень-то приспособленный к жизненным реалиям... Впрочем, не будем раскрывать тайны всех показанных и рассмотренных в романе характеров наших книжных героев — лучше любого рецензента это сделал автор книги Уильям Теккерей — однако же не раз и не два так и хотелось воскликнуть банальное O tempora! O mores!
Возвращаясь к затронутой в первом абзаце этого отзыва теме об ассоциациях, аналогиях и аллюзиях, проделаем весьма простую, для любого более или менее знакомого с фотошопом современного пользователя, операцию — удалим с нарисованной Теккереем картинки жизни весь её бытовой фон. К чёртям собачьим всю эту городскую и сельскую Англию, к едрене фене всё это светское общество начала — первой четверти XIX столетия, на кудыкину гору всю эту великосветскую мишуру и блеск... А теперь подставим в качестве фона актуальную картинку нашей современности — предполагаю, что лучше всего подойдут Москва или Питер, но и любой другой современный мегаполис тоже пригоден. И, наконец, последняя операция — переодеваем наших книжных Эмилий и Джонов в современные наряды, делаем им причёски в стиле ШурА или Билан, а для девочек a-la "Виагра"... и получаем на выходе нынешний гламурный тусняк. Который красочно и нелицеприятно живописал уже наш с вами современник... ну, угадали? Мы говорим "Уильям Теккерей", а пишем "Сергей Минаев". Мы говорим «Ярмарка тщеславия», а читаем «Дyxless», или «The Тёлки» или «Videoты»... Всё суета сует и всё возвращается на круги своя — так говаривали мудрые древние товарищи Соломон и Екклесиаст, и были совершенно правы — ничто не меняется в этом мире, и по-прежнему всё продаётся, и всё покупается на этой Ярмарке Тщеславия...
А ещё явственно вырисовывается картина ярмарочного балаганчика с вертепом — играют-суетятся на кукольной сцене куклы-марионетки, и тянется вверх нить, скрываясь в рукавах того, кто искусно дёргает за неё, заставляя кукол двигаться, дёргаться, совершать поступки и попросту жить...
Кукол дергают за нитки,
На лице у них улыбки,
И играет клоун на трубе.
И в процессе представленья
Создается впечатленье,
Что куклы пляшут сами по себеИ тем не менее моя оценка книге совсем не 5, и даже не 4 звезды. Конечно эта оценка чрезвычайно субъективна и совершенно необъективна. Потому что умом понимаешь, что Теккерей написал мощный, величественный и социально значимый труд (для понимания этого вовсе не требуется заглядывать в Вики или на странички литературной критики). Но вот как ни крути, но читать эту книгу лично мне было вдвойне неприятно.
Первое неприятно — в середине книги вдруг появился глубокий провис, вся третья четверть книжного томика тянулась как бесконечный грузовой состав на медленном перегоне — вагончики томительно стучат медлительными колёсами, а ты беспомощно и безнадёжно стоишь на переезде и никак не можешь дождаться последнего вагона... Ощущение скуки заставляло то и дело заглядывать на счётчик страниц и высчитывать, а сколько же ещё там осталось — в моём случае верный признак того, что я начинаю маяться чтением.
А второе неприятно состоит в длинности, в объёме, в кирпичности романа (в ридере с моим привычным размером шрифта это было 1350 страниц, а в бумаге 800+).
Сочетание толщины и скучности оставило некоторое неприятное послевкусие, но я нашёл для себя великолепный замещающий мотив — «я сделал это!» и «теперь мне эту книгу читать больше не нужно» (тут следует поместить пару довольных смайликов)По жанру этот роман в общем-то и романом в его классическом понимании не назовёшь. Более всего книга подпадает под разряд социальной сатиры, этакая своеобразная комедия нравов. Но вот только комедийности маловато для комедии, зато все нравоучительности и назидательности прямо прописаны в тексте — Теккерей вовсе не стремится принудить своего читателя к некоей внутренней работе, подтолкнуть его к самостоятельному осмыслению содержания. Нет, дураков он прямо называет дураками, негодяев негодяями, а более-менее положительные персонажи предстают перед нами всё равно не херувимчиками идеального формата, а людьми совсем не безупречными и не идеальными, а порой и вовсе противоречивыми и неоднозначными...
РЕЗЮМЕ: книга и полезная и даже нужная, но не нужно ожидать сильных развлекательных впечатлений (хотя любителям дамских романов тут есть над чем погоревать и чему порадоваться — только вот никак не соображу, для какого рожна некий майор всё-таки женился на некоей особе...).
36229