Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Записки из подполья

Фёдор Достоевский

  • Аватар пользователя
    Аноним9 марта 2023 г.

    Честно, очень мрачные мысли. Воплощение той "достоевщины" во всех её самых разных красках. Увертюра к экзистенциальным тезисам тоже. Достоевский это писал после возвращения с каторги, плюс в этот период болезнь и смерть первой его жены Марии Дмитриевны.. Наверное, из этой повести начинается позднее его творчество.

    Герой сей повести некто безымянный, несказав ему имя, Достоевский предлагает нам воспринимать героя вне времени и пространства, вне конкретного тела и облика. Он пишет дневник, скорее даже исповедь,которую(как он хочет утверждать) никто не прочтёт, возможно, поэтому подпольный человек и не скромничает и пишет самые тайные свои пороки и мысли странствуя в рефлексии и самоанализе. Нередко придавая себя флагеллантству, при этом испытывая удовольствие в этом. Ведь когда человек страдает - он себя жалеет, значит хоть немножко любит своё "я", иначе будет суета сует,как у Экклесиаста.. по определению своего психотипа он даже с Грегор Замзой себя сравнивать не может:


    "Мне теперь хочется рассказать вам, господа, желается иль не желается вам это слышать, почему я даже и насекомым не сумел сделаться. Скажу вам торжественно, что я много раз хотел сделаться насекомым. Но даже и этого не удостоился. Клянусь вам, господа, что слишком сознавать — это болезнь, настоящая, полная болезнь. Для человеческого обихода слишком было бы достаточно обыкновенного человеческого сознания, то есть в половину, в четверть меньше той порции, которая достается на долю развитого человека нашего несчастного девятнадцатого столетия и, сверх того, имеющего сугубое несчастье обитать в Петербурге, самом отвлеченном и умышленном городе на всем земном шаре."

    В повести 2 части. В первой очень много философских рассуждений, что хоть на цитаты:


    "О, скажите, кто это первый объявил, кто первый провозгласил, что человек потому только делает пакости, что не знает настоящих своих интересов; а что если б его просветить, открыть ему глаза на его настоящие, нормальные интересы, то человек тотчас же перестал бы делать пакости, тотчас же стал бы добрым и благородным, потому что, будучи просвещенным и понимая настоящие свои выгоды, именно увидел бы в добре собственную свою выгоду, а известно, что ни один человек не может действовать зазнамо против собственных своих выгод, следственно, так сказать, по необходимости стал бы делать добро?"

    Во второй части присутствует сюжетная линия, герой выходит из подполья ,хочет на себя обратить внимание,но никто его не замечает, знакомые с него даже подшучивают, он из этого негодует ещё больше. Хочет им отомстить, ведь хоть раз нужно, чтобы не тварь дрожащая, но не находит их...
    Самый сок, это его посещение публичного дома. Он берёт там девушку Лизу и после соития начинает ей стелить за морали и тд, вот что-то типа такого:

    "Ты не особенная, около полусотни подруг в этом бардаке, у которых на проколах руки.
    Порятся абы с кем, но приносят барыши котам.
    Хоть и дешево стоит наркоши манда.
    Трепак еще ничего, у многих даже вич,
    Таких сливают технично,
    Перо под ребра, ножовкой на куски.
    Мешок в мусорный контейнер скидывают."

    Тем самым доводя её до слёз,но вообразив себя Ричардом Гиром из фильма "Красотка",он её жалеет и оставляет свой адрес. Он её ждёт три дня, три чёртовых дня он сам не свой, "может пойти к ней и сказать,что всё это вздор был", но она приходит и он вообразив её ресентиментом всего своего тлена,чуть ли не кидается на неё, тем самым рассказывая свою ничтожность впадая в истерику. "как я тебе помогу если я сам не понимаю, как себе бы помочь?"


    "Да понимаешь ли ты, как я теперь, высказав тебе это, тебя ненавидеть буду за то, что ты тут была и слушала? Ведь человек раз в жизни только так высказывается, да и то в истерике!.. Чего ж тебе еще? Чего ж ты еще, после всего этого, торчишь передо мной, мучаешь меня, не уходишь"

    Путаны Достоевского мне нравятся, что Лиза, что Соня Мармеладова.. я люблю их ведь я вижу их душу, а не плоть. После человек из подполья утешает себя таким оправдыванием и ,к слову, оправдывание у него есть на любое своё действие.


    "Оскорбление, — да ведь это очищение; это самое едкое и больное сознание! Завтра же я бы загрязнил собой ее душу и утомил ее сердце. А оскорбление не замрет в ней теперь никогда, и как бы ни была гадка грязь, которая ее ожидает, — оскорбление возвысит и очистит ее… ненавистью… гм… может, и прощением… А, впрочем, легче ль ей от всего этого будет?"

    Читать про этих женщин мне интересно, приметил себе "Яму" Куприна. Я сам, когда расставался со своей, хотел прибегнуть к их услугам, тк нужно было чтоб клин клином, а я превратился в насекомое, что не мог даже ни к кому подойти, а вот у Фёдора Михайловича такое чёткое определение, все мои мысли того времени, только написаны более изящно:


    "А будь ты в другом месте, живи, как добрые люди живут, так я, может быть, не то что волочился б за тобой, а просто влюбился б в тебя, рад бы взгляду был твоему, не то что слову; у ворот бы тебя подстерегал, на коленках бы перед тобой выстаивал; как на невесту б свою на тебя смотрел, да еще за честь почитал. Подумать про тебя что-нибудь нечистое не осмелился бы. А здесь я ведь знаю, что я только свистни, и ты, хочешь не хочешь, иди за мной, и уж не я с твоей волей спрашиваюсь, а ты с моей. Последний мужик наймется в работники все-таки не всего себя закабалит, да и знает, что ему срок есть. А где твой срок? Подумай только: что ты здесь отдаешь? что кабалишь? Душу, душу, в которой ты невластна, кабалишь вместе с телом! Любовь свою на поругание всякому пьянице отдаешь! Любовь! — да ведь это все, да ведь это алмаз, девичье сокровище, любовь-то! Ведь чтоб заслужить эту любовь, иной готов душу положить, на смерть пойти. А во что твоя любовь теперь ценится? Ты вся куплена, вся целиком, и зачем уж тут любви добиваться, когда и без любви все возможно."

    Первая философская часть немного показалась душной, всего из неё я возможно не понял,признаюсь, но я могу повыёбываться а-ля эрудицией и увидеть будущие ориентиры на Кафку,Сартра,Ницше, тётю Мотю, дядю Петю,Раскольникова, Карамазова Ваню и ещё кого-то, ведь и их я читал,да ,а как вы думали?
    Первая часть- это такое чистилище , возможно, в виде совести, где он решает исповедоваться.
    8/10

    Содержит спойлеры
    7
    394