Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Нетерпение сердца

Стефан Цвейг

  • Аватар пользователя
    Аноним25 января 2014 г.

    Это третье произведение Цвейга, которое я прочла. И первое, о чем я просто не могу не упомянуть, это некоторая общая черта главных героев. Или не черта, а просто особенность, которую лично я невольно выделила.
    Цвейг очень хорошо описывает своих героев. Создает цельные и логичные характеры. Читая, ты понимаешь их мысли, поступки, мотивацию, четко представляешь, что такие люди могли бы существовать в реальном мире. Но ты их не поддерживаешь. Ты понимаешь, что они невероятно заблуждаются в своих мыслях, что ведут себя не правильно и не всегда принимают реальность правильно. И такого четкого осознания, что да, главный герой обладает некоторыми понятными тебе качествами, логичен и целостен до безобразия, но однозначно ошибочно трактует окружающую реальность, у меня не появлялось ни от одной книги. Особенно, учитывая, что в "Нетерпении сердца" рассказ ведется от первого лица.

    Вообще в течении всей книги меня не покидал образ: на всей скорости несущийся поезд, который в конце пути ожидает ужасная катастрофа. И несмотря на то, что ты прекрасно понимаешь, что катастрофа эта искалечит жизнь практически всем пассажирам, ты ничего не можешь сделать. А машинист ничего и не пытается сделать. Или делает что-то, но совсем не то.
    Но при этом и осуждать главного героя сложно. Да своими поступками он заварил такую кашу, которую не смог, не успел расхлебать. Но при этом сказать, что окажись я на его месте повела бы себя лучше, значит однозначно слукавить. Поступками и мысли Гофмиллера обусловлены отчасти юношеским максимализмом и эгоизмом. Но не таким, какой делает человека черствым, отрицательным персонажем; а тем эгоизмом, причиной которому - совсем небольшой жизненный опыт, не взрослый взгляд на мир, неумение понимать других людей (опять же из-за недостатка жизненной мудрости). Да, это все не говорит в пользу персонажа, но ведь все мы когда-то этого не имели и не факт, что в должной мере имеем сейчас. Поэтому Гофмиллера я не осуждаю, он не раздражал и не бесил меня. Но практически в течении всей книги хотелось сказать ему: "Парень, ты не прав, ну как же ты не понимаешь..."
    Хотя, пожалуй, в жизни у него были люди, у которых можно бы было набраться жизненного опыта. Доктор Кондор, Балинкаи... Но увы.
    Кстати, Доктор Кондор - пожалуй единственный человек в книге, которого вообще не в чем упрекнуть. И хотя первое его описание говорит отнюдь не в его пользу, но с течением повествования понимаешь: этот полный и бедный доктор действительно как будто послан сюда с небес, чтобы помогать людям, чтобы пытаться образумить Гофмиллера, чтобы хотеть вылечить Эдит.

    Надежда на счастливую развязку появляется только в самом конце, когда и сам Гофмиллер понимает это. И даже на секундочку задумываешься: а может быть я была не права? Может быть я зря пророчила этой истории плохой конец?

    Дальше небольшой спойлер


    Но хорошего конца Цвейг не оставляет. Причем сделал он это слегка "киношным" способом, ибо в голове у меня так и рисуются кадры из фильма: доктор Кондор спешит в усадьбу Кекешфальвы, следом за ним - почтальон с телеграммой. Все они несут сведения, которые могут спасти Эдит. Девушка подходит к ограде террасы, в это время телеграмму передают слуге на первом этаже, или Кондор поднимается бегом по лестнице, но это уже не важно, потому что Эдит перевешивается через ограду и летит вниз.

    6
    42