Рецензия на книгу
Купе смертников
Себастьян Жапризо
Аноним8 марта 2023 г.<...> прочитав детектив, я тут же его забываю и не хочу перечитывать. Если после нескольких страниц, а так иногда бывает, я вижу, что уже читал эту книгу, я прерываю чтение.
Уистен Хью Оден. В убийстве подозревается священникА вот ничего подобного. Да, я постоянно подозреваю, что у меня, как у небезызвестного У.Х. Одена , со временем развилась зависимость от детективных романов. Вплоть до того, что нельзя приняться за чтение, не отложив все важные дела. Иначе ведь просто невозможно: ну как можно осуществлять каждодневные обязанности, не впадая в книжный запой. И всё для того, чтобы добраться до финала истории и воскликнуть "я же говорила, это дворецкий!" (или не воскликнуть - тут с переменным успехом) Дальше: избирательность, которая подразумевает четкие требования к сюжету. Ну да, вроде бы есть такое: люблю детективы, которые подходят под категорию, метко обозначенную Юкито Аяцудзи как "домик в горах в снежную бурю". Герметичные детективы то есть, которые, несмотря на соблюдение правила единства места и времени, дают очень большой простор для фантазии. А вот с третьим признаком зависимости от детективной литературы, с той самой однократностью чтения, как-то не сложилось. То ли детективы всё-таки являются для меня произведением искусства, то ли я их мало прочла. В общем, перечитываю я их, и не без удовольствия.
Отлично помню, как этот ранний роман Жапризо удивил меня, перевернув с ног на голову все ожидания. Из вороха психологических проблем и бытовых неурядиц пассажиров проклятого рейса - из шести соседей по купе поезда "Марсель-Париж" до финала доберутся не все - вдруг всплывает невозможный преступный замысел. Невозможный, потому что трудно представим - но очень легко осуществим в ту забытую эпоху без массового распространения всевозможных средств контроля вроде видеокамер наблюдения и разных датчиков. Невозможный, потому что не укладывается в голове такое отношение к человеческой жизни - и инспектор Грацциано в буквальном смысле будет хвататься за голову, спрашивая себя, что же происходит с людьми. Вот эти моменты очень даже запомнились, и теперь охотно всплыли в памяти. А всякие там мелочи, вроде порядка размещения пассажиров, как и в прошлый раз, не желали оживать. Хотя, конечно, уже зная, куда смотреть, мелочи эти примечаешь - понимаешь, как они уложатся в финальную картину, куда ведет автор. Но запоминаются, всё-таки, психологические особенности всех персонажей - все эти внутренние диалоги, вся эта джеймсджойсовская круговерть в мыслях, которая, тем не менее, не дает с первого раза угадать авторский замысел.
17148