Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Автопортрет с устрицей в кармане

Роман Шмараков

  • Аватар пользователя
    Аноним8 марта 2023 г.

    книга для своего кружка по интересам

    Роман игрушка в руках графомана, играющего со своими друзьями в одной песочнице. Считаю, что книгу не стоит брать не друзьям автора, не искусствоведам, не филологам, незнающим барочную и ренессансную литературу, иначе можно в свою голову столько хлама привнести, что будете потом по крупицам вычищать эти шутки из своей головы.

    Что же перед нами разворачивает автор: по сюжету - это детектив; по форме - пьеса; по содержанию - сборник рассказов, анекдотов.

    Произошло убийство в доме, классический сюжет Агаты Кристи, здесь автор берет классику, но придает всему происходящему флер фарса и абсурда. Ближе к середине абсурд немного сбавляет обороты, и сюжет немного приобретает форму.
    Инспектор опрашивает гостей дома, изучает место преступления и т.д. Он тут не играет никакой роли, кроме конечного результата - раскрытия преступления.

    Персонажи - картонные роли пьесы: викарий, садовник, племянница, служанка и т.д. Есть выделяющиеся персонажи (такие же роли) - кладезь анекдотов по итальянских художников, вставляющих их в любой диалог; влюбленная дурочка, вздыхающая по каждому поводу и постоянно хлопающая глазами; вечно недовольный всезнайка разоренный дядюшка, которого приютили в доме и т.д.

    Автор создает текст насыщенный цитатами, отсылками, играми, мистификациями. Он вертит в руках свою жемчужину неправильной формы, искажая наше знание, коверкает смыслы, играет с отражениями. Тут у нас литература (особенно почему-то Шмараков полюбил Вергилия), филология, искусство, история, мифология.

    И конечно истории, небольшие вставки рассказов, которые в Декамероне или Кентерберийских рассказах я бы назвала поучительными, фривольными или морализаторскими, здесь полностью отбрасывают свои функции и приобретают форму шутки. Они возникают в середине диалога, и заканчиваются также как и начинаются - без обоснования, аналогии автора иногда притянуты за уши, но кажутся чем-то большим.

    И тут я долго ждала, когда же автор всунет в текст классический пассаж о том, что читатель сам придумает и найдет смыслы, там где автор их не закладывал. Чек - около 220 страницы мы его находим.

    Истории, рассказанные волком пастушке (персонажи картины, висящей на стене), о своем хозяине и его знакомых, автор доводит до катарсиса и когда дальше идти некуда, убирает с глаз долой. Скажу честно, истории про сражения были самыми скучными, настолько, что я пробегала страницы глазами.

    3
    181