Рецензия на книгу
Удивительное путешествие Нильса Хольгерссона по Швеции
Сельма Лагерлёф
Аноним24 января 2014 г.В тот самый год, когда Нильс Хольгерссон летал по свету со стаей диких гусей, одна писательница задумала сочинить книгу о Швеции, книгу, которую дети читали бы в школах. Она долго вынашивала замысел этой книги - от Рождества до самой осени, но так и не написала ни строчки. Под конец ей это ужасно надоело, и она сказала себе:- Это тебе не по плечу! Садись-ка лучше да сочиняй обычные свои сказки и прочие истории! И пусть кто-нибудь другой напишет эту книгу, поучительную и серьезную, в которой не будет ни одного слова неправды.
И всё же Сельма Лагерлёф стала избранницей Бога педагогики, написав книгу "Удивительное путешествие Нильса Хольгерссона с дикими гусями по Швеции", в которой всё сказка и всё правда. Силы, фантазия и талант подпитывались от природы Швеции, незабываемых детских впечатлений и скандинавской литературы.
Сразу должна сказать, что чтение полного издания "Удивительного путешествия Нильса..." явилось для меня довольно-таки большим трудом. Я устала, наверное, не меньше самого "Малыша-Коротыша".
Двадцатого марта заколдованный мальчик на спине белого домашнего гусака поднялся в небо вслед за стаей диких гусей и только девятнадцатого июня, преодолев множество опасных преград, неоднократно меняя маршрут, стая от южной провинции Сконе долетела до Лапландии. Три с лишним месяца в свете полярного дня гуси высиживали, затем растили и воспитывали птенцов. В начале октября, когда на севере стало темно, голодно и страшно, стая двинулась в осенний перелёт на юг, за море. В родительский дом и в свой обычный долговязый облик Нильс вернулся в первых числах ноября, прожив семь месяцев, в трудах, лишениях и интенсивной, напряженной работе ума и души. Я же две недели рассекала пространство более семисот страниц текста, не смея (именно не смея), дать себе слабину и бросить чтение. Когда всё закончилось, я была счастлива не только за мальчика, но и за себя.
Особенностью этого произведения, как мне кажется, является то, что для его эффективного прочтения требуется безмятежное внутреннее состояние. Лучше всего домашнее чтение вслух, вечерами, под лампой, дозировано, чтобы одним из читающих был взрослый - бабушка или дедушка. Книга насыщена (если не сказать, перенасыщена) скандинавскими преданиями и легендами. Сельма Лагерлёф собрала и переработала обширный материал, стараясь при этом, чтобы народные сказочные истории не были избитыми, часто рассказываемыми. Мне показалось, что не все они так уж понятны и близки детям. Вот тут бы и пригодилась бабушка, которая объяснила бы, то что необходимо.
Не уверена, что нарисованная мной идеальная картина возможна в наши дни применительно конкретно к "Удивительному путешествию Нильса Хольгерссона..." в полном его варианте, тем более, что за давностью лет, что чужая Швеция, что трудно прочитываемые географические названия... Как ни прискорбно, но великолепная книга о заколдованном мальчике и его друзьях - диких гусях (не хочется применять слово "устарела") перешла в ранг литературных памятников. Возможно, я не права. Была бы этому рада, особенно потому, что одной из главных идей превращения Нильса из оболтуса в достойного человека является преодоление инфантильности, эгоизма, обретение ответственности, самостоятельности, терпимости к не таким, как он сам.
Наряду с людьми, птицами, зверьём у Сельмы Лагерлёф живут и действуют все четыре природные стихии: много воды и земли, много воздуха, меньше - огня. Земля и вода почти непрерывно соревнуются между собой, с переменным успехом, отвоёвывая друг у друга территории. В воздухе можно взмахивать крыльями и лететь, парить, воздухом можно питаться, "пить ветер", во время утомительных перелётов. Стихия огня появляется в виде пожаров или связана с деятельностью людей в кузнях, на железоделательных заводах, а вот солнце упоминается редко. Жизнь стихий увлекает.
Хочется сказать о том, что книга обладает не нарочитым, а естественным скандинавским стилем: при некоторой суховатости и строгости - простота и ясность выражения. Я бы определила это, как отсутствие (или почти отсутствие) междустрочного пространства, явных и скрытых двусмысленностей. Всё договорено в полном соответствии с поставленной задачей.1252- Это тебе не по плечу! Садись-ка лучше да сочиняй обычные свои сказки и прочие истории! И пусть кто-нибудь другой напишет эту книгу, поучительную и серьезную, в которой не будет ни одного слова неправды.