Рецензия на книгу
Под стеклянным колпаком
Силвия Плат
nosebleed143 марта 2023 г.«Под стеклянным колпаком»: сама надела-сама разбила
Литература моего стеллажа обычно делится на «пощекотать самолюбие» и «порадовать душу», однако в случае с Плат образовался нехилый ступор.
Автор через страницы с кучей метафор проводит линию судьбы главной героини, постоянно дергает ее мысли, будто управляет резвой лошадью, и обычно, эта стратегия увлекательная (лично для меня), если ее правильно подать, но полифония (именно через терзания героини) этой книги, к сожалению, не тронула. Моя субъективная трактовка говорит, что Сильвия ставила цель написать о «депрессии и одиночестве» не как о явлениях, встречающих человека в его грустном конце, а представить их в качестве переломного момента, проходя который, человек понимает, какой он, когда хочет быть «самим собой», осознаёт своё «я».
И вроде бы концепция выглядит вкусно, но во время прочтения(уж первой половины произведения точно) тут же рухнул ком сумбурных воспоминаний героини, неких маленьких сюжетов из жизни «до», которые якобы воссоздают полноценную картину персонажа, на подобие пазла показывают панораму ее жизни. Опять же, хороший замысел, который, в моих глазах, обречён на провал из-за плохого исполнения: куски воспоминаний героини именно мешались с событиями настоящего, превращаясь в тяжёлый ком, и иногда были неразличимыми с временем настоящим, местами даже абсурдными.
Образ главной героини представился мне чересчур карикатурным, местами «импульсивным» и доведённым иногда до чрезмерности, видимо, чтобы показать те крайности, в которые она каждый раз так рьяно летела. Прекрасно понимаю, что такое изображение девушки было во многом списано с самой авторки, ее норм морали, суждений и судьбы в целом.
In addition, мне всегда кажется обязательным брать во внимание время написания работы, в этом случае- 60е года. Способы лечения психических болезней сейчас гораздо более гуманные и разнообразные, нежели 80 лет назад, поэтому шоковая терапия, которой подверглась героиня, не совсем понятная нам сейчас, конечно, сыграла(тем самым, и объяснила) огромную роль как для сознания героини, так и для сюжета и его идеи.
Депрессивно—импульсивное состояние девушки, отсутствие эмпатии, и направление рационального мышления в русло губительное для человека(не суметь выбрать себе занятие по душе, и как следствие, в порыве отчаяния приложить все усилия, чтобы рассчитать формулу идеального суецыда— это конечно знатно) вызывали лично во мне не сочувствие и, как многие пишут в рецензиях, чувство трагичное, а абсолютное недоумение. Склонность к саморазрушению как лейтмотив романа для меня, любителя достоевщины, не есть нечто новое, и идея показать, как ощущается жизнь «через стеклянный колпак», мне полюбилась. Однако, как бывает у многих в обыденной реальности, героиня, как я думаю, собственноручно(что меня и раздражает) надела на себя сравниваемый автором со стеной моральных преград колпак, мешающий ей адекватному мироощущению. Бродский говорил, что человек—это то, на что он смотрит, но я бы сказала: «человек—то, на что он выбирает смотреть», и в случае с главной героиней, по моему мнению, ее выбор оказался губительным для неё же самой.
Не смотря на дикую любовь к абсурдизму, это не тот абсурд и не то произведение, которое порекомендовала бы моя душа(и тем более мое эго), в особенности, если у Вас сейчас апатия/депрессивный эпизод. «Стеклянный колпак», походящий больше на попытку исповеди на бумаге с щепоткой лит. приемов, вряд ли даст Вам возможность найти «понимающую, родственную душу», если угодно, отражение собственной душевной организации, скорее пробудит сочувствие или же, как в моем случае, недоумение. Хорошая идейность и проблематика в плохой реализации и скудном построении предложений.
4/10
Содержит спойлеры6171