Рецензия на книгу
Шантарам
Грегори Дэвид Робертс
Аноним20 января 2014 г.Австралиец Грегори Дэвид Робертс, он же Грегори Джон Питер Смит, написал роман-автобиографию о своих многочисленных злоключениях. Он (роман) эпичен и насыщен информацией под завязку, и, как оказалось, неспроста: автор стремится подражать не кому-нибудь, а Толстому и Достоевскому (цитата и пруф-линк ниже). Не знаю, кому как, а мне это сразу многое объяснило.
В частности, автор старается включить в повестовование огромное множество героев. И почти каждого - во всяком случае, многих, - провести через какие-то события, которые меняют их жизнь, а то и прекращают оную.
Роман начинается с момента, когда автор попадает в Индию и продолжается до момента, когда он собирается покинуть ее для участия в восстании в Шри-Ланке. По словам автора, события (и исторические, и его собственной жизни), описанные в книге, реальны; герои же в большинстве своем выдуманы, хотя и имеют реальных прототипов.
Информации очень, очень много - обо всем. Главным образом, это Индия: без туристического лоска, живая, настоящая. С огромной улыбкой Прабакера, голодом и нуждой трущоб, черным валютным рынком, поножовщиной мафиози; не теряющая веры, способности сопереживать - "сердца". Герой книги не прост, у него за душой много совсем не радужных событий, и приехал он в Индию вовсе не за модным ныне духовным перерождением - целью нынешних молодых "паломников", но получает как раз его - то, что ему нужно больше всего, - и основном, благодаря индийцам. Не знаю ни одной страны в Европе и даже мире, которая могла бы стать ашрамом для тех, кто желает просветлений и прочих откровений.
Монументальности книги придает множество афористичных высказываний, вложенных в уста героев и самого автора. Становится понятно, почему книга так или иначе может затронуть любого, - мысли эти то близки, то чужды до невозможности, но в каждом случае показывают новую грань проблемы.
---------
Не удержалась, чтобы не погуглить, как же выглядит и что говорит настоящий Грег. А он дядя с амбициями ого-го! Но в Мумбаи у него и благотворительный фонд, и магазин Happy Cycles, и часовенку построил, где кормит сирот, и официантов настоящего "Леопольда не обижает", и бог знает что еще...Я - серьезный писатель, уровня старых мастеров. Я хочу писать как Толстой, как Достоевский. Террасы моего романа располагаются на четырнадцати символических уровнях. Первые два - это Библия и «Ад» Данте. Мораль «Шантарама» строится на опыте изгнания, а тема изгнания в романе отсылает к этим двум великим книгам. У каждой книги есть свои тотемные животные. Животные - для книги словно парфюм, тонкий флер, который помогает читателю чувствовать и сопереживать. В «Шантараме» это лошадь и медведь. В любом романе есть добродетель и есть порок. В «Шантараме» добродетелью является человечность, а пороком - гордыня. Каждый герой, идущий ко дну в этом романе, тонет из-за своей гордыни. Например, Кадерхан, вместо того чтобы взять в афганский поход практичных ослов или верблюдов и остаться в живых, берет самых лучших породистых лошадей. О разнице между гордыней и добродетелью я, собственно, и писал эту книгу. Я люблю собирать роман, как архитектор - здание. Я физически раскладываю на столе макет каждой главы, и он занимает несколько метров. Это глубокая, многослойная работа; так писали Стендаль и Флобер, так был создан «Моби Дик».
Из интервью Rolling Stone
Gregory David Roberts. (c) Official Facebook1167