Рецензия на книгу
Шантарам
Грегори Дэвид Робертс
Аноним19 января 2014 г.Мыши плакали, кололись, но продолжали жрать кактус (с)Так и автор, видимо, в мучениях рожал этот текст. Временами он (текст, впрочем, и автор не лучше) настолько хорош, что хочется зайтись в истерическом хохоте. Ибо ты думаешь, что хуже уже некуда, ан нет - автор показывает, что есть еще куда расти.
Что же представляет из себя это, с позволения сказать, произведение? Очень просто - помесь сказки, цветистого подражания восточным притчам и Болливуда чистой воды. Вот такой пассаж, например:
За этот час полусонного бормотания она раскрыла мне больше, чем за долгие предыдущие месяцы. Такие откровения служат для влюбленных звездами, по которым они ориентируются в океане желания. А самые яркие из звезд - это твои печали и разочарования. Твое страдание - самый ценный дар, который ты можешь поднести любимому человеку. Печали, о которых она мне поведала, заняли прочное место на моем звездном небосклоне.Что касается Болливуда - то тут его полно. И песни, и пляски, и бои по индийским правилам. Покурили гашиш - пошли танцевать, размазали врагов по стенке - пошли петь, расстреляли из автомата - встал и пошел, выхватил ножик для овощей и всех настрогал кубиками. А чтобы было веселее - надо медведя в Ганешу нарядить, и да, конечно, плясать и петь вокруг него, что за глупый вопрос. Зачем? А потому что так надо.
Конечно, в лучших традициях Болливуда главный герой-потеряшка постоянно ищет-теряет отца, который не отец. Не говоря уж про мать, которая не мать, брата, который не брат, сына, который не дочь.
-- Ты такой... такой мудрый, добрый, седой, ты мне как отец!
...
-- Отец! Что ты сделал, отец!? Я так долго тебя искал, а ты мне совсем не как отец! Я не могу тебя простить!
...
-- Отец! Как же я мог!? Ты же мне как отец! Прости меня! Я тебя тоже прощаю!
...
-- Отец! Как ты мог умереть?! Мы с братом отомстим за тебя!Естественно, после каждой фразы герой танцует. Это же Болливуд!
К слову сказать, первая треть книги мне даже нравилась (если отбросить язык и псевдофилософию). Читать описание жизни в трущобах было интересно (надеюсь, хоть это соответствует действительности). Но потом главный герой становится героем, и это напрочь портит то более-менее положительное впечатление, которое было. Впрочем, по мнению автора, "герои бывают только трех видов: мертвые, побежденные и сомнительные", и мы можем только догадываться, к какому виду он себя относит.
Это тебе не Англия и не Австралия с Новой Зеландией, и не еще какая-нибудь, на фиг, страна. Это Индия, старик. Это Индияя. Это страна, где надо всем властвует сердце. Долбаное человеческое сердце. <...> Потому мы и держимся, что живем сердцем.
Автор, похоже, тоже писал сердцем, но лучше бы он еще и головой думал иногда. Для разнообразия.1175