Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Собрание сочинений в шести томах. Том 5. На восток от Эдема

Джон Стейнбек

  • Аватар пользователя
    Аноним26 февраля 2023 г.

    «Быть человеком – значит взять на себя какую-то ответственность, а не просто заполнять собой пространство»

    Последние сто страниц романа я читала до невозможности медленно, с сожалением скупердяя переворачивая каждый листок, словно отрывая его от сердца: «Неужели всё?! А можно мне ещё немного побыть здесь, на востоке от Эдема, с этими героями? Ну пожа-а-а-луйста!»

    После не самого удачного знакомства с «Гроздьями гнева» я не ждала ничего особенного и от этого романа. Да и взялась за него только потому, что привыкла давать авторам второй шанс. И вот так вот, нежданно-негаданно открыла для себя совсем другого Стейнбека – Стейнбека, которого готова полюбить всем своим читательским сердцем.

    А «К востоку от Эдема» я уже люблю.

    Здесь есть то, чего мне так не хватило в «Гроздьях гнева», – люди. Такие разные, настоящие и живые. В отличие от «Гроздьев гнева», где Стейнбек выводит на передний план знаковую для американцев эпоху Великой депрессии, и герои в его руках – лишь инструменты для воссоздания ужаса того времени, здесь Стейнбек пишет о самих людях с их вечной внутренней борьбой, со всеми их сомнениями, слабостями и пороками, злобой и чувством вины, предательством и одиночеством.

    В «К востоку от Эдема» Стейнбек сумел гармонично вплести в единое, неразрывное кружево повествования и историю семейства Самюэля Гамильтона, который приходится ему дедом по материнской линии; и историю семейства Трасков, в которой он по-своему обыгрывает библейскую историю Каина и Авеля; и особый дух американского юга с его бескрайними полями, фермами и пастбищами с пожухлой от долгой засухи травой. Затрагивает он и тему Первой мировой войны.

    Роман вышел динамичным, богатым на события – это та самая, нескучная, классика, которую я так люблю. При этом тут найдётся место и философским отступлениям, которые читаются с большим интересом благодаря их дозированному количеству и метафорам, умело подобранным автором. Всё это венчает прекрасный, лёгкий слог Стейнбека и его чувство юмора, которое время от времени даёт о себе знать.

    Здесь практически нет однозначных героев: большинство несёт в себе как добро, так и зло, совершает ошибки и с переменным успехом пытается их исправить. Потому библейская история Каина и Авеля, где добро и зло носят конкретные имена, здесь играет новыми, более яркими красками.

    К явному злу можно отнести разве что Кэти, которая вроде бы воплощает в себе роль согрешившей Евы, но с таким же успехом в ней можно разглядеть и Лилит – первую жену библейского Адама, согласно каббалистической теории, и демоницу, согласно еврейской мифологии. Кэти самая настоящая психопатка и творит такое, что скорее ожидаешь встретить в современном триллере, чем в классической семейной саге, написанной в середине прошлого столетия. При этом, на мой взгляд, Кэти стала своеобразным украшением и двигателем романа.

    На стороне добра целиком и полностью выступают два героя: Самюэль Гамильтон и китаец Ли. Самюэль очень мудрый, проницательный человек, который не перестаёт мечтать и стремиться к чему-то новому, несмотря на тяжёлый физический труд. Ли тоже отвечает в книге за мудрость и философскую составляющую. При этом он широкой души человек, несмотря на внешнюю сдержанность в проявлении чувств. Эдакий ангел-хранитель Трасков. Не буду оригинальна и скажу, что моё сердце целиком и полностью отдано этим двум героям.

    А ещё я симпатизирую Кэлу, хотя, вероятно, кому-то это покажется странным.

    Большое внимание Стейнбек уделяет и теме одиночества, его губительной силе. Он рассказывает о том, что значит быть изгоем, что значит быть недолюбленным и отвергнутым, непонятым. Именно это делает людей несчастными, а иногда и озлобленными.


    Большего всего на свете ребенок боится оказаться нелюбимым. Страх быть отринутым повергает его в бездну ада. Думаю, каждый человек, в той или иной мере, ощутил, каково быть изгоем. В душе отверженного зарождается злость, которая толкает на преступление в отместку за неприятие, а преступление влечет за собой вину – вот вам и вся история человечества.

    Если вас пугают отсылки к библии, то могу заверить, что бояться тут нечего. Никаких пространных религиозных речей и морализаторства не будет. Строго говоря, история Каина и Авеля прямым текстом упоминается тут дважды и разбирается подробно (но недолго), поэтому вам не придётся искать дополнительную информацию, чтобы понять, что тут и к чему.

    Стейнбек уважает своего читателя. Он не делает за него никаких выводов, позволяя ему самому выбрать, чью сторону принять. Тема выбора проходит красной нитью через весь роман. Стейнбек не верит в предопределённость, не верит в то, что всё добро и зло передаётся нам с генами. Каждый человек сам решает, кем ему быть; всё плохое и хорошее, что есть в нас, – от нас самих. Это только наше и только нам решать, что с этим делать.

    Тимшел. Ты можешь господствовать над грехом. Выбор за тобой.

    18
    628