Рецензия на книгу
Обретенное время
Марсель Пруст
Anonymous25 февраля 2023 г.В последней части события развиваются гораздо быстрее, чем в любой из других. Марсель упоминает о годах войны. Но главное здесь - перейти к старости. Так как это книга о времени и о восприятии времени, то, как в старости всё вокруг меняется (и как кажется к худшему) - важная часть этой исследовательской работы. При этом, на неё осталось не так много времени, видимо, из-за болезни писателя.
Марсель долго болел и не появлялся в парижских гостиных. И после длительного перерыва он появляется на мероприятии у его любимых Германтов. Но всё так сильно поменялось. Салоны сильно одемократились - в них были допущены те, у кого нет родословной до стопятого колена, о чём Марсель явно сожалеет. Его восхищение родовитостью, которая, как он настаивает, автоматически делает её обладателей интереснейшими и умнейшими людьми, ещё в первых книгах сильно надоедает. Все знают неродовитых, общаются с ними в салонах попроще, но ни в коем случае нельзя приглашать таких людей в салон герцогинь и принцесс. И вот к старости Марселя эти дурацкие стереотипы ломаются, и кажется, что родовитость никогда не была так важна ни для кого. Чем-то такое двуличие похоже на двойную и порицаемую жизнь гомосексуалов.
Забавно, как Марсель погружается в тему гомосексуализма. То, что он уделяет ему так много времени, выдаёт его с головой. "Я," - говорит, - "в подобных домах не бывал, но через окошечко подглядел, как де Шарлю предаётся ну таким извращениям..." В какой-то из частей ему уже доводилось подглядывать в окошечко за этим персонажем. Ну надо же, эти окошечки постоянно выдают де Шарлю.
Перевод этой книги отличается от предыдущих, а кроме того, она снабжена пространными комментариями, в которых критики запанибратствуют с Прустом, уличают Марселя в недосказаниях и приукрашиваниях, развивают его философские теории и т.д. Поскольку я слушала аудиокнигу, часто непонятно, где кончаются слова автора и начинаются дописки критиков. Я считаю такую компоновку текста неудачной. Я бы хотела услышать голос автора, а к критике я обращусь если почувствую в этом необходимость. И плевать, если повествование неточно: подводит ли Марселя память, привирает ли он, или Пруст не успел отредактировать текст - это не научное произведение, а в художественном подобные неточности только добавляют живости.
Фух, ну закончилось это мучение. Как художественное произведение, серия затянутая и довольно скучная. Я не литературовед чтобы оценить по достоинству новаторство приёма и философские рассуждения. Но могу сказать, что я не бросила всё посередине - так что вполне читаемо.8936