Рецензия на книгу
Собор Парижской Богоматери
Виктор Гюго
Аноним17 января 2014 г.«Собор Парижской Богоматери» — не просто самый знаменитый роман Виктора Гюго, это, возможно, вообще один из самых известных, узнаваемых мировых произведений литературы. Пожалуй, я не встречала ни одного человека, не знающего этого романа. Не столь важно читали ли, но знают точно все.
Мастерски вплетенный в манифест в защиту от сноса и модернизации собора сюжет, безусловно красив и тонок, многогранен и уникален в своем роде. Но, на мой взгляд, о нём слишком много говорят лишнего. Например, я совершенно не согласна, что это история о любви. Это история о роке. О похоти, о страсти, о болезненности, о помешательстве, о соборе, разумеется, но не о любви. Кто кого любит?
Любила ли цыганка капитана? Отнюдь, её страсть и нежность обращена только лишь к сияющему образу, только к прекрасному лицу, к доспехам и плащу, к блестящей шпаге. А разве это любовь? Любовь ли двигала её, когда она обрекла себя и свою только что обретенную мать на смерть? Я не в силах назвать это любовью.
Любил ли архидьякон цыганку? То была не любовь, как он клялся, то была исключительная похоть, страсть, желание человека, не знавшего плотской любви. Она была для него демоном, совратившей его ум, заслонившей собою, своими обнаженными ножками, божий свет. Он был болен, тяжело и необратимо болен образом уличной плясуньи в блёстках.
Любил ли цыганку звонарь Собора Богоматери? Здесь склонна согласится, уточнив лишь, что эта любовь выросла со временем, из чувства благодарности, рабского долга, желания служить человеку, совершившему для него добрый поступок. Но для горбуна с его искривленным взглядом на мир не было значимо каков тот человек, который смилостивился над ним, над несчастным уродливым почти-человеком. Добрый ли, злой ли, честный ли. Он этакий пёс, привязавшийся к прохожему, кинувшему ему корку хлеба. Любовь ли это?..
Моим любимым персонажем в романе стал самый простой и честный из всех людей – Гренгуар. Особенно сильно он полюбился мне в самом конце, в сцене, где четверо беглецов плывут через Сену в лодке и Гренгуар прижимает к себе козочку, тихонько отодвигаясь от цыганки, вдруг ищущей у него спасения. Гренгуар, единственный, кто не был ослеплен хорошеньким личиком, но честно признавался себе, что все что ему нужно от плясуньи:
«Есть же у нее какой-нибудь кров, – думал Гренгуар, – а у цыганок доброе сердце. Кто знает?..»
Многоточие, которое он мысленно поставил после этого вопроса, таило в себе некую соблазнительную мысль.»
И всё. В дальнейшем он, получив отказ, примиряется с этим и более не заботится о той, которая ответила ему упершимся в грудь кинжалом. Потому что не было любви, и философ не стал её выращивать и возводить вокруг соблазнительного образа девушки.В целом, мне показалось, что о романе говорят иначе, чем он есть на самом деле. Что за главное принято считать неразделенную любовь троих мужчин и одной женщины. Сложно беспристрастно относится к «Собору Парижской Богоматери», когда хоть краем уха, да слышал где-то о горбуне и цыганке. Но, на мой взгляд, самое главное это отсечь в своей памяти всё, что вы когда-либо слышали, знали, видели об этом романе и приступить к нему с чистой головой. Тогда можно оценить его так, как он задуман.
« В смятении он оглянулся на тот двойной извилистый путь, которым рок предопределил пройти их судьбам до того перекрестка, где он безжалостно столкнул их и разбил друг о друга. Он думал о безумии вечных обетов, о тщете целомудрия, науки, веры, добродетели, о ненужности бога. Он с упоением предался этим дурным мыслям и, все глубже погружаясь в них, чувствовал, что грудь его разрывает сатанинский хохот.»
«АМАГКН»1372