Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

A Clockwork Orange

Anthony Burgess

  • Аватар пользователя
    Аноним24 февраля 2023 г.

    «Человек без свободы выбора – это не человек»

    Аннотация рассказывает о книге лучше всякой рецензии:
    «Умный, жестокий, харизматичный антигерой Алекс, лидер уличной банды, проповедуя насилие как высокое искусство жизни, как род наслаждения, попадает в железные тиски новейшей государственной программы по перевоспитанию преступников и сам становится жертвой насилия.
    Но можно ли спасти мир от зла, лишая человека воли совершать поступки и превращая его в «заводной апельсин»?»
    В романе и фильме было выведено юное чудовище – преступник и садист Алекс, одержимый жаждой насилия и тягой… к красоте.
    Из этого понятно, что главной темой становится теологический вопрос о праве выбора и свободе воли. Об этом может рассказать любой верующий или хорошо подкованный в теологии человек.


    «Что нужно Господу? Нужно ли ему добро или выбор добра? Быть может, человек, выбравший зло, в чем-то лучше человека доброго, но доброго не по своему выбору?»

    В чем шутка? Бог дает человеку свободу воли, и даже если тот выберет зло, то он совершает как бы божью волю и остается человеком. Человек без воли и права выбирать – уже не человек. Это против божественной природы.
    Так что эксперимент, который ставится над Алексом – насилие ради добра. Но это ведь все еще насилие! И если добро способно на него, то остается ли оно добром?
    Тема стара как мир, в общем-то: мир не черно-белый. А серый. И мы – люди, - серые.


    «В самом святом и приятном присутствует и некоторая доля насилия – в любовном акте, например; да и в музыке, если уж на то пошло».

    Невозможно убить в человеке зло, не убив при этом самого человека.


    «- Как насчет выбора? – пророкотал глубокий грудной бас. То был знакомый мне голос тюремного свища. – Ведь он лишен выбора, не так ли? Только что нами виденный чудовищный акт самоуничтожения его заставили совершить боязнь боли и прочие своекорыстные соображения. Явно видна была его неискренность. Он перестает быть существом, наделенным способностью нравственного выбора. <…>
    • Э-э-э! А что же со мной? Мне-то теперь как же? Я что теперь, животное какое-нибудь получаюсь, собака?».

    «Они тебя я даже не знаю во что превратили. Лишили человеческой сущности. У тебя больше нет свободы выбора. Тебя сделали способным лишь на социально приемлемые действия, сделали машиной, производящей добродетель. <…> Музыка, половая любовь, литература и искусство – все это теперь для тебя источник не удовольствия, а только лишь боли».

    Вторая по важности тема, по-моему, - взросление. Мы видим это взросление скорее как рывок, резкий скачок, в самом конце книги. Но все-таки, в этом небольшом отрывке содержится важная мысль:


    «И вдруг я понял, что со мной, бллин, происходит. Я просто вроде как повзрослел.
    Да, да, да, вот оно. Юность не вечна, о да. И потом, в юности ты всего лишь вроде как животное, что ли. Нет, даже не животное, а скорее какая-нибудь игрушка, что продаются на каждом углу, - вроде как жестяной человечек с пружиной внутри, которого ключиком снаружи заведешь – др-др-др, и он пошел вроде как сам по себе, бллин. Но ходит он только по прямой и на всякие vestshi натыкается – бац, бац, к тому же если уж он пошел, то остановиться ни за что не может. В юности каждый из нас похож на такую malennkuju заводную shtutshku.
    Сын, сын, мой сын. У меня будет сын, и я объясню ему все это, когда он подрастет и сможет понять меня. Однако, только лишь подумав это, я уже знал: никогда он не поймет, да и не захочет он ничего понимать, а делать будет все те же vestshi, которые и я делал, - да-да, он, может быть, даже убьет какую-нибудь старую ptitsu, окруженную мяукающими kotami и koshkami, и я не смогу остановить его. А он не сможет остановить своего сына. И так по кругу до самого конца света – по кругу, по кругу, по кругу, будто какой-то огромный великан, какой-нибудь бог или gospodd (спасибо бару « Korova») все крутит и крутит в огромных своих ручищах voniutshi griaznyi апельсин».

    Хочется сказать, что это скорее о насильственном взрослении и детской жестокости, конечно. Ребенок, как сказал как-то Евгений Жаринов, не совсем человек. Он больше звереныш, потому что еще не научился правилам общества. И этот звереныш – наше истинное, природное и естественное состояние.
    Также, мне кажется, что через Алекса, т.е. – личность/индивидуализм идет борьба с определенной системностью и шаблонами.
    Готов ли ты пожертвовать свободой воли в угоду безопасности и «добра»? Конкретно ты, конкретно своей свободой? Ответь на вопрос честно, прежде чем осудить :)
    И, наверное, мне самой хочется видеть в книге еще одну тему – насильственного государства.
    Отдельно хотела бы сказать про фильм: он прекрасен. Если не можете читать, то посмотрите хотя бы фильм. Конечно, в нем все не так глубоко, как в книге, но достаточно для того, чтобы уловить главную мысль. Снят он отлично.

    14
    314