Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Та, которой не стало

Буало-Нарсежак

  • Аватар пользователя
    LerowBovate24 февраля 2023 г.

    Все, что он сделал, - это налил воды в стакан и отнес жену в постель...

    С самого начала, с самого первого взгляда они стали сообщниками...


    Та, которой не стало – это первая книга, которая официально была выпущена под подлинным названием дуэта «Буало-Нарсежак», до этого их самое начальное творение «Призрачная охота», было подписано псевдонимом «Алэн Буккареж» (сложная анаграмма из букв их фамилий), в виду того, что первый опыт показался им недостаточно убедительным, и они не раскрыли глубину своего замысла. Так гласит предисловие к первому сборнику их сочинений, который оказался у меня в руках. Поэтому, при разборе второй книги французских писателей, мне сразу хочется озвучить сильную сторону этого произведения. Им является глубина исследования психологического состояния главного героя. Читая эту книгу, я с каждым разом убеждался, что авторы взяли вершину в этом направлении. Они настолько попали в точку, в моменте описания эмоций, чувств, переживаний, внутренних конфликтов, которые под стать самим событиям из книги, заставили меня поверить в происходящее. Все это в совокупности с деталями – к коим авторы любят прибегать, для полноты вашего воображения в своих произведениях, делает эту картину такой живой и реалистичной. Сама сцена в ванной обретает здесь свою легендарность, с каждой ее строчкой пробирает жуть. Ты становишься единственным свидетелем этого заговора, свидетелем чего-то по настоящему чудовищного, и поражаешься этой способности авторов запечатлеть на страницах свои идеи, наделяя персонажей правдоподобными образами, поведением. Во время все той же сцены в ванной, я на мгновенье отвлекался от чтения, прикрывая на секунду книгу, говоря самому себе «Это прям вот... Да.» и продолжал читать дальше. Надо сказать, такие же эмоции я испытал и в последней сцене, она так же по-своему сильна и даст вам прочувствовать всю свою остроту, и это вторая сильная сторона произведения. К этой части так же отнесем и общий сюжет, со всеми его поворотами и открытиями, который постепенно обрастая напряженностью, несется к громкому финалу. И на все эти аспекты, которые я изложил, ложится туман, которому в романе уделено особое внимание. Он получился как бы серьезным инструментом во всей этой составляющей и придает некую завершенность общей картине. Мгла как бы отгораживает главного героя от остальных людей и мира, ограничивает круг действующих лиц, как будто больше никого рядом нет, тем самым создавая еще больший акцент внимания на его мыслях и психологической составляющей. Туман, смазывая реальность, олицетворяет некий сон, повсюду рисует смутные образы и временами подчеркивает бредовое состояние героя. Сон, в котором он блуждает и словно задержался, потому, как неспособен разрешить некую загадку.

    В итоге перед нами яркий представитель «Психологического Триллера», здесь есть все нотки, присущие данному жанру. Книга вполне может являться образчиком того, как нужно писать. Обстановка, сцены, как наделять психологической составляющей главных героев. Буало и Нарсежак, в начале своего сотрудничества, одинаково оценивали состояние детективной литературы на тот момент и не видели дальнейшего развития данного жанра в том виде, в котором он был, так как погряз в клише и шаблонах. Со своими схожими интересами авторы объединяются, и решают попытаться поднять уровень этого вида литературы, видоизменить его. Роман выходит на свет в далеком 1952 году, производит фурор, вдыхает новую жизнь и разрывает привычный взгляд читателей. Вместе с этим авторы обретают всемирную известность и продолжают свое сотрудничество, стараясь держать планку на заданном уровне. Они таки нащупали ту тропинку, по которой следует двигаться дальше.

    Современные читатели и их критика.

    Увы, роман с десятилетиями утратил свою новизну. Искушенных читателей, которые прочли не один десяток книг, сложно удивить. Одни легко угадывают концовку, называют книгу скучной. Другие называют главного героя мягкотелым и слабым человечишкой, который не вызывает ничего, кроме презрения. Для кого-то книга оказалась слишком темная. Конечно, есть много людей, которым книга пришлась по душе, и я отношусь к этим читателям. Да, признаюсь, я тоже смог отгадать часть концовки, возможно, на это повлияло предисловие в начале сборника сочинений, а так же другое мной прочитанное произведение Буало и Нарсежака. Но это никак не испортило мое впечатление. Я насладится книгой и фирменным стилем письма авторов, коим они мастерски владеют. Что касается главного героя, каким бы его характер и поступки не были, как бы его не оценивали другие читатели, лично для меня его характер не является поводом для оценки книги в целом. Там, где такие персонажи как Фернан Равинель были бы второстепенными персонажами, здесь они являются главными героями. Это приближает нас несколько к реальности, ведь речь здесь о простых людях, а не о шаблонных героях, которые притянуты за уши и должны вызывать только бесконечную симпатию и самоотвагу, ведь это то, к чему привыкли читатели. Я думаю, кто прочел книгу, поймет меня, о чем я говорю. Все это объясняет характер героя и почему его выбрали. Я просто стал свидетелем криминального заговора, и я просто хочу посмотреть, что будет дальше. В романе действительно присутствуют нотки мрачности, таинственности и интригующих моментов.

    Но все же я хочу обсудить то, что остается за кадром, а здесь есть о чем подумать.


    Итак, начало сюжета – это криминальный заговор Равинеля и Люсьены. Они хотят убить Мирей, жену Равинеля, с целью получить денежные средства от страховой компании. Вся книга, это отрезок событий и сюжетных поворотов до самого финала, а начало приходится сразу с исполнения самого сговора. Так вот о чем хочется подумать, как Люсьене удалось внушить обоим супругам свой злой умысел, да так, что никто из них и не обмолвился об этом. В голове не укладывается, что оба супруга решили попрощаться друг с другом. И непонятно, какая ситуация должна была предшествовать этому, что бы решиться на такое. Я бы предположил, что сговор Люсьены с Мирей был еще гораздо раньше, и ее знакомство с супругами в больнице, где лечилась Мирей, было фиктивным. Но нам вроде четко и ясно дают понять, что настоящее знакомство состоялось в больнице. И все же… это как же надо повлиять на двух людей? Возможно ли такое? Кажется маловероятным. Или все же с таким психологическим портретом как у Люсьены, возможность все таки есть? Хочу согласиться с одним из читателей, что Люсьена - это дьявол в юбке. Финальный диалог Люсьены с Мирей как бы говорит о том, что Мирей тоже обречена и это вопрос времени, она расправится со вторым супругом и все деньги заберет себе. И это тоже остается за кадром.
    6
    1,4K