Рецензия на книгу
Над пропастью во ржи
Джером Д. Сэлинджер
Аноним16 января 2014 г.Признак незрелости человека — то, что он хочет благородно умереть за правое дело, а признак зрелости — то, что он хочет смиренно жить ради правого делаЯ из лагеря тех, кто не читал в юношеском возрасте «Над пропастью во ржи». Может быть, зря. Только кто теперь скажет точно? Однако не жалею об этом, потому что вполне удовлетворён знакомством с повестью сейчас. Так или иначе её строки касаются изнутри, заставляя вспомнить и заново пережить опыт давно минувших дней. Интересно, сколько людей, погружаясь в них, отождествляли себя с Холденом Колфилдом? Ведь он прекрасный образчик самодостаточного сознания, незамутнённого многообразными условностями внешнего по отношению к нему мира. Он болезненно чувствующий и легко ранимый характер, на котором медленно рубцуются пока ещё слабые, но неприятные удары этой непонятной жизни. И вместе с тем он силён, только не осознаёт этого из-за бесконечных метаний — результата наружных раздражителей, из-за которых не может остаться в одной школе, и, как следствие, бесплодных мечтаний о качественно новом существовании, основанном на свойственном неоперившимся личностям себялюбии.
А ещё он глас совести, с которой нельзя ужиться, пока ты ещё способен ощущать несовершенство бытия, не приспособленный к нему и даже не хотящий идти навстречу. Его характер распознают или пытаются рассмотреть другие люди. Что характерно — это люди мощного творческого и воспитательного потенциала, преподаватели. Но Холден давно от всех скрылся, ушёл от досаждающей его реальности в свою собственную нравственную систему, которую пока сам не в силах понять. Остаётся надежда, что он будет жить и помнить слова Вильгельма Штекеля, переданные ему через записку мистера Антолини, и эта записка обязательно должна помочь ему в самый трудный час.
Вырастая, мы становимся детальками одного большого организма-общества, взаимодействуем с другими такими же детальками, сообщая им свою энергию, и вроде бы трудимся слаженно... Стараясь не обращать внимание на то, что кто-то не хочет — да даже и не может быть в одном с нами узле. Люди-детальки со временем притираются, но иногда они могут просто выпасть. Понять случившееся не всегда получается. Возможно, что некоторые из отщепенцев всё ещё хранили в себе стародавний клубок потерянности, ненужности и недовольства — и по всей совокупности так и не изменились, не прогнулись под навязываемые правила. Возможно, этот груз заставил их по новой оценить в более зрелом возрасте всё то, к чему они пытались приспособиться. Пытались, но не смогли.
1458